4-й год работы V созыва областной Думы: анализ законотворчества

17 Октября 2014

19 октября Белгородская областная Дума отметит четвёртый год работы V созыва. 

171014_2.jpg

Мы предлагаем в нашем материале анализ законотворчества народных избранников с октября 2013 по октябрь 2014 годов.

Бюджет

Конечно, ключевым моментом деятельности Думы V созыва в 2013-2014 годах стало принятие главного финансового документа региона – бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов (закон «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» №247 от 17.12.2013 г.). Работа над законом о бюджете велась практически на протяжении всего четвёртого года созыва. И, как признают эксперты, главный финансовый документ Белгородчины остался социально направленным. 

171014_6.jpg

«Если мы в историю вопроса войдём, то каждый год бюджет сложный, напряжённый. Это естественно, никогда денег не бывает больше, чем потребностей. Но, тем не менее, проект сделан достаточно профессионально. Мы вынуждены согласиться с сокращением отдельных статей капитальных вложений для того, чтобы ни в коем случае не только не допустить, но и увеличить отдельные расходные публичные обязательства. Поэтому бюджет остаётся социальным, и в то же время он продолжает быть бюджетом развития», – прокомментировал закон о бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов.

Налоговые льготы

С 1 января 2014 года на Белгородчине действуют налоговые льготы для производителей овощей в защищённом грунте. Изменения в статью 2 закона Белгородской области «О налоге на имущество организаций» (№250 от 20.12.2013 г.) депутаты облдумы приняли в декабре 2013 года. Так, для предприятий, реализующих инвестиционные проекты по производству тепличных овощей с использованием гидропонных технологий (то есть, выращивание без почвы), установлена дифференцированная ставка налога на имущество от 0,1 до 0,8%. Действует она для организаций, зарегистрированных в Белгородской области, в течение срока окупаемости проектов, но не более 8 лет.

171014_5.jpg

Однако депутаты в четвёртый год работы созыва принимали решения не только о предоставлении налоговых льгот, но и об их отмене. Так, предложено отменить льготы по налогу на прибыль для цементных заводов. Преференция была предоставлена им в 2012 году для стимулирования производства и роста налоговых платежей. Применение льготы позволило получить в 2012 году положительный экономический эффект в виде роста всех производственных показателей, а также, в сравнении с 2011 годом, увеличить поступление налогов. Однако, в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, цементные заводы снизили практически все экономические показатели, участвующие в расчёте эффективности льготы. Ухудшилось и их финансовое положение, наблюдается динамика понижения уровня налоговых платежей за счёт сокращения налога на прибыль. Таким образом, согласно действующей методике налоговая льгота признана неэффективной.

Областной закон об ограничении курения

Будучи ещё проектом, региональный закон «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (№241 от 04.12.2013 г.) вызывал многочисленные споры. Принятие документа, дополняющего нормы федерального «антитабачного» закона и устанавливающего дополнительные ограничения, несколько раз откладывалось, проект отправлялся на доработку и выносился на широкое общественное обсуждение. Белгородские парламентарии поясняли, что необходимость принятия закона сомнений ни у кого не вызывает, но остаются вопросы к его практической реализации. 

171014_3.jpg

В свою очередь, депутат Геннадий Шипулин поддержал тему неэффективности использования только ограничений: «Мы должны создавать условия, чтобы людям, молодёжи в первую очередь, было чем заняться кроме спиртного и сигарет. Создавать условия для спорта, досуга и так далее. Нужно прорабатывать эти вопросы и с вузами». В итоге областной закон об ограничении курения был принят в декабре 2013 года, тогда же народные избранники решили: наряду с запретами необходимо разработать меры по популяризации здорового образа жизни, конкретные мероприятия по оказанию специализированной помощи желающим бросить пагубную привычку курильщикам. Соответствующие программы и рекомендации должны быть прописаны в подзаконных нормативно-правовых актах.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Принятие закона «О внесении изменений в закон «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Белгородской области» (№240 от 02.12.2013 г.) позволило создать в области дополнительно 1,7 тыс. рабочих мест для инвалидов. Согласно поправкам, для работодателей со среднесписочной численностью занятых от 35 человек устанавливается квота для трудоустройства инвалидов в размере 3%. Это сделано на основании изменений в статье 21 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» в рамках реализации майских указов Президента России.

Лица с двойным гражданством в Общественную палату региона не попадут

Белгородские парламентарии установили ограничения для жителей области, которые претендуют на вхождение в состав Общественной палаты региона: членами палаты теперь не смогут стать лица с двойным гражданством. В декабре 2013 года был принят закон «О внесении изменения в статью 7 закона Белгородской области «Об Общественной палате Белгородской области» (№255 от 20.12.2013 г.). 

171014_7.jpg

«Дело в том, что существуют ограничения в федеральном законодательстве на членство в Общественной палате. Ограничения следующие: не могут быть членами палаты лица, имеющие двойное гражданство. Предлагается соответствующее ограничение ввести и для региональной Общественной палаты», – объяснила председатель комитета по безопасности, связям с общественными организациями и СМИ Елена Бондаренко. Она уточнила, что сегодня среди членов Общественной палаты Белгородской области таких лиц нет.

Зарплата учителей и закон об образовании

2014-й год депутаты областной Думы начали принятием закона «О внесении изменений в закон Белгородской области «О нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ» (№264 от 05.03.2014 г.). Документ стал ещё одним шагом в реализации майского Указа Президента РФ, касающегося повышения заработной платы отдельной категории работников. Благодаря принятым изменениям увеличились на 5% фонд оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций (включая учителей) с 1 января, а фонд оплаты труда других работников школ – с 1 октября текущего года. «Майский указ Президента в плане повышения зарплаты учителей я в полной мере поддерживаю, труд учителя должен оплачиваться выше, чем сегодня», – считает председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов.

171014_1.jpg

Осень 2014 года запомнится народным избранникам рассмотрением законопроекта «Об образовании в Белгородской области». В сентябре проект был принят в первом чтении, а в октябре он проходит второе чтение. Практически все депутаты сошлись во мнении, что законопроект об образовании – документ фундаментальный и общественно значимый, а региональным департаментом образования при его подготовке проведена колоссальная работа. «В первом чтении законопроект был принят нами 25 сентября 2014 года, он прошёл широкое общественное обсуждение, так как имеет огромное значение для жителей области. Дополнительно мы рассмотрели его на заседании экспертного Совета при комитете по социальной политике. После обсуждения законопроекта «Об образовании в Белгородской области» к документу поступили поправки, с учётом которых мы и предлагаем принять закон области», – отметил председатель комитета по социальной политике Вадим Клет.

Инвестклимат и поддержка бизнеса

Депутаты областной Думы одобрили три закона в поддержку предпринимательства на Белгородчине: «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Белгородской области» (№ 270 от 01.04.2014 г.), «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области» (№260 от 04.03.2014 г.) и «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области» (№284 от 01.07.2014 г.).

171014_8.jpg

Закон о белгородском бизнес-омбудсмене, принятый в марте 2014 года, определяет правовое положение защитника предпринимателей, его основные задачи и компетенции, порядок назначения на должность и досрочного прекращения его полномочий. «Была предложена поправка к этому закону. Учитывая важность должности Уполномоченного, депутаты предложили принять такую функцию: провести согласование с областной Думой назначаемого кандидата. Суть поправки в том, что Дума со своей стороны берёт дополнительную ответственность на себя за ту кандидатуру, которая будет представлена Губернатору. В законе прописано, что приниматься бизнес-омбудсмен будет с учётом мнения предпринимательского сообщества в обязательном порядке. Мы повышаем престиж предпринимателей и говорим о том, что проблемы бизнеса будут решаться через это конкретное лицо. Каждый предприниматель будет иметь возможность обратиться с вопросом к Уполномоченному, и тот его никуда не переадресует», – отметил вице-спикер областной Думы, председатель комитета по местному самоуправлению и вопросам экономического развития и предпринимательства Василий Потрясаев.

171014_10.jpg

Закон «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области» в 13 статьях содержит и основные понятия инвестиционной деятельности, и механизмы поддержки инвесторов и их проектов. «На данный момент это очень важный закон для реального сектора экономики. Мы прекрасно понимаем, что в нём можно что-то дополнить, улучшить, углубить, если надо. Белгородская торгово-промышленная палата разослала этот проект закона практически в 900 предприятий региона. Предприятия дали свои предложения, и мы с ними поработали. На сегодняшний день этот законопроект является тем инструментом, который поможет привлечь инвестиции. Нам же нужно модернизировать производство, работать над импортозамещением, созданием конкурентоспособной экономики», – отозвался о нормативном акте заместитель председателя областной Думы Валерий Скруг.

Избирательное право

За четвёртый год работы созыва депутаты неоднократно вносили изменения в Избирательный кодекс Белгородской области. В основном, это было связано с новшествами в федеральном законодательстве.

Так, весной был принят закон, согласно которому с июня текущего года на Белгородчине, как и во всей стране, на выборах должны использоваться ящики для голосования только из прозрачного или полупрозрачного материала (закон «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области» №268 от 07.03.2014 г.). А кандидатам следует помнить о другом нюансе: закрыть счета и прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами России теперь нужно к моменту представления документов для регистрации, а не к моменту самой регистрации, как было раньше.

171014_11.jpg

Среди важных нововведений, принятых в мае, – уточнение перечня документов, предоставляемых кандидатами на выборные должности (закон «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области» №279 от 06.06.2014 г.). В частности, теперь в обязательном порядке необходимо указывать сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, но и о когда-либо имевшейся у него судимости. Эти сведения размещаются на информационном стенде Избиркома, а также включаются в бюллетени для голосований. Помимо этого, в выборную систему возвращается институт досрочного голосования. На Белгородчине возможность проголосовать досрочно появится снова лишь на муниципальных уровнях. За десять-четыре дня до даты выборов избиратели, которые по уважительным причинам будут отсутствовать по месту жительства, смогут проголосовать в помещении окружной или муниципальной избирательной комиссии. В участковой комиссии голосование возможно за три дня. К тому же, введена новая норма, которая касается поддержки кандидатов, списков кандидатов числом подписей избирателей. Теперь не требуется сбора подписей кандидатам в депутаты областной Думы, представительные органы муниципальных образований, если федеральный список политической партии был допущен к распределению мандатов в Государственной Думе или получил не менее трёх процентов голосов избирателей. Так, 10 политических партий, зарегистрированных в Белгородской области, смогут участвовать в выборах в областную Думу 2015 года, минуя процедуру сбора подписей. Законом, помимо этого, предусматривается снижение с 7% до 5% «заградительного барьера» на выборах депутатов Белгородской областной Думы для допуска списков кандидатов к распределению мандатов.

171014_9.jpg

В сентябре 2014 года депутаты вернули белгородцам возможность проголосовать «против всех» на выборах муниципального уровня (закон «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области» №303 от 06.10.2014 г.). Напомним, что в июне Президент РФ Владимир Путин подписал закон, по которому в избирательные бюллетени возвращается графа «против всех» (из бюллетеней строка, до сих пор вызывающая многочисленные споры, исчезла ещё в 2006 году). Однако против всех кандидатов разрешается голосовать только на выборах в органы местного самоуправления, на региональном и федеральном уровне в этом плане ничего не изменится. Изменения в региональный Избирательный кодекс как раз призваны закрепить право жителей Белгородчины выражать своё протестное мнение на выборах муниципального уровня.

Положения закона, связанные с восстановлением института голосования «Против всех» на местных выборах и принятые облдумой, вступают в силу с 1 января 2015 года в соответствии с нормами федерального законодательства.

Состав областной Думы увеличится на восемь депутатов

В сентябре депутаты областной Думы единогласно приняли два региональных закона, которые изменяют численный состав депутатского корпуса и пропорциональность депутатов, избранных по одномандатным округам и единому избирательному округу.

Проекты законов «О внесении изменений в статьи 19 и 27 Устава Белгородской области» (№295 от 03.10.2014 г.) и «О внесении изменений в статьи 9 и 86 Избирательного кодекса Белгородской области» (№296 от 03.10.2014 г.) внесли в облдуму сами депутаты. Так, предлагается изменить количество депутатов регионального законодательного органа с 35 до 43, из которых 18 депутатов будут по-прежнему избираться по партийным спискам и 25 депутатов будут избираться по одномандатным округам.

Соответственно, после внесения изменений в Устав Белгородской области, потребуется скорректировать и отдельные статьи Избирательного кодекса. Если меняется количественный состав депутатского корпуса, то должна измениться пропорциональность выборов по одномандатным округам и единому избирательному округу.

171014_4.jpg

Председатель комитета облдумы по законодательству и вопросам инновационной деятельности Юрий Селивёрстов – о внесении изменений в статьи 19 и 27 Устава Белгородской области и в статьи 9 и 86 Избирательного кодекса региона: «В соответствии с федеральным законом, исходя из общего количества избирателей в регионе, Белгородская областная Дума может иметь в своём составе от 35 до 90 депутатов. То есть, мы в последние годы работали, по сути, на минимальной численности. Однако в процессе и предыдущей избирательной кампании, и в процессе работы Думы пятого созыва нам задавали вопросы при выездах в муниципальные районы о том, что не все районы представлены сегодня депутатами в Белгородской областной Думе. Идеальным был бы вариант, если бы каждый район мог делегировать своего представителя. Поэтому рабочая группа, которая занималась этим вопросом, тщательно проанализировала, какие здесь возможны варианты. Мы же понимаем, что увеличение численности – это и некоторое увеличение бюджетных расходов, поэтому удовлетворить просьбу, чтобы каждый район имел своего депутата, не получится, учитывая ещё и то, что у нас есть районы, где 14-16 тыс. избирателей. Мы исходили из того, что надо вернуть то количество депутатов-одномандатников, которое у нас было до того, как мы перешли на смешанную систему выборов.

В итоге решили, что 25 депутатов должны выбираться по одномандатным округам. Также сохраняется то число депутатов, которые будут избираться по партийным спискам, – 18 человек. Таким образом, сформировалась цифра 43. Состав Думы увеличивается на 8 депутатов, и такие крупные территории, как Валуйки, Алексеевка, будут иметь своего постоянного депутата.

С одной стороны, мы были ограничены бюджетными возможностями, с другой стороны, мы смотрели, как депутаты смогли бы исполнять свои обязанности наиболее эффективно. Если брать количество избирателей на одном избирательном округе, то оно несколько сократится: на одного депутата в округе приходится сегодня до 70 тыс. избирателей, а теперь эта цифра уменьшится до 50 тыс. избирателей. Понятно, что доступность депутата для своих избирателей повысится и, надеюсь, эффективность работы депутатского корпуса тоже повысится».


Связанная фотогалерея:

Ссылки по теме:







Популярное