На совместном заседании комитетов по здравоохранению и социальной политике и по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи депутаты обсудили принятый областной Думой в первом чтении проект закона «О регулировании отдельных вопросов в сфере благоустройства».
Напомним, что ранее его было предложено доработать с учётом замечаний прокуратуры и правового управления аппарата областной Думы. На заседании комитетов первый заместитель начальника департамента строительства и транспорта Белгородской области Александр Шаталов представил внесённые поправки.
«Первый спорный вопрос – определить в законе понятие архитектурно-художественного регулирования. Мы такое понятие предложили и согласовали с правовым управлением», – сообщил он. Ранее у депутатов возникло немало вопросов по поводу слишком широкого толкования данного понятия. Поправка, внесённая в статью 2 законопроекта, его конкретизировала, также в ней указано, что требования к внешнему облику элементов благоустройства должны соответствовать действующим нормам федерального законодательства и другим правилам, установленными на федеральном уровне.
Ещё один спорный момент касался определения норматива границ прилегающих территорий. В частности, по мнению правового управления, прокуратуры и самих депутатов, указанные в первоначальном варианте законопроекта значения были слишком велики и могли стать неоправданно «тяжёлой» нагрузкой для жителей и бизнеса.
«Когда мы первый раз рассматривали данный закон, то речь шла о прилегающих территориях к многоквартирным домам, ИЖС и другим строениям, где собственник должен был отвечать за прилегающую территорию: уборку снега, покос травы и т.д, и там значения были совершенно иные. Сейчас значительно уменьшена территория и сама трактовка иная стала», – пояснил председатель комитета областной Думы по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Максим Егоров.
Так, границы прилегающей территории для многоквартирного дома предлагается определить на расстоянии не более 30 метров вместо прежнего значения в 150 метров от границы земельного участка, на котором расположен дом.
Для индивидуального жилого дома это расстояние составит не более 15 метров (либо 20 метров, если участок не образован в соответствии с требования земельного законодательства), ранее предлагалось определить расстояние в пределах не более 65 метров.
Для иных зданий, сооружений, строений, находящихся в собственности физических лиц и предназначенных для коммерческого использования либо находящихся в собственности юридических лиц, вместо ранее предложенных 200 метров (либо 250, если участок не образован), расстояние сократилось вдвое – до не более чем 100 метров (120 метров).
Для зданий, находящихся в собственности физлиц и не предназначенных для коммерческого использования, размеры прилегающей территории составят не более 15 метров от границы участка.
Сокращение границ прилегающей территории в несколько раз предусмотрено ко второму чтению законопроекта и для других категорий участков и домов.
Также по каждому пункту отмечается, что обозначенные размеры относятся ко всему периметра вокруг участка или здания, но в любом случае не должны выходить далее границы проезжей части, даже если дорога расположена на более близком расстоянии.
«Те размеры, которые сегодня представлены, они учитывают и желания граждан ухаживать за своими участками, и любой гражданин, собственник в рамках гражданского законодательства сегодня может взять и обслуживать территорию больше той, что предусмотрена этими нормами. Но мы учитывали и те обширные земли, где, допустим, до дороги более 60 метров, и в сельской местности, например, бабушки или другие собственники не смогут обслуживать такую территорию», – прокомментировала вносимые поправки начальник правового управления аппарата Думы Лариса Старцева.
Между тем, отмечалось, что законопроект ещё нуждается в дополнительной доработке и корректировке ряда положений.
В итоге депутаты рекомендовали областной Думе в случае доработки принять поправки, законопроект во втором чтении и принять закон области в целом.