Сегодня состоялось совместное заседание комитетов областной Думы по социальной политике и по безопасности, связям с общественными организациями и СМИ. Депутаты рассмотрели проект регионального закона «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Документ состоит из восьми статей и регулирует отдельные вопросы, связанные с участием граждан в охране общественного порядка – так называемых народных дружинников. Об этом рассказал начальник управления по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области Сергей Савотин.
Напомним, что на Белгородчине уже действует закон «Об участии населения в охране общественного порядка и в охране окружающей среды на территории Белгородской области». Он был принят ещё до того, как появилось соответствующее законодательство на федеральном уровне. В областном законе урегулированы вопросы о форме участия населения в охране общественного порядка, целей, порядка создания и видов общественных формирований граждан, основ их деятельности, прав и обязанностей. Однако, по словам Сергея Алексеевича, после принятия Федерального закона от 2 апреля 2014 года №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» региональная нормативная база, регулирующая эту сферу, нуждается в корректировке. Поэтому из действующего областного закона об участии населения в охране общественного порядка и в охране окружающей среды предлагается убрать понятие «охрана общественного порядка» и оставить только «охрана окружающей среды». А новый законопроект «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», обсуждаемый сегодня, как раз и будет регламентировать помощь белгородцев правоохранительным органам в обеспечении безопасности.
Так, например, вторая статья законопроекта посвящена удостоверению народного дружинника, а третья – отличительной символике и форменной одежде народного дружинника. К слову, форменная одежда включает в себя жилет со светоотражающими полосами и логотипом народного дружинника, а к отличительной символике относится нарукавная повязка, которая носится на предплечье левой руки, и нагрудный знак. Их описание можно найти в приложении 1 к законопроекту.
В документе прописано, что если в городских округах области или муниципалитетах действует три и более народных дружин, органами МСУ создаются координирующие органы – штабы народных дружин. Состав такого штаба утверждается главой муниципального образования.
В пятой статье говорится о материальном стимулировании, льготах и компенсациях народным дружинникам. Сюда входит возмещение вреда, проездные билеты на общественный транспорт, личное страхование, выплата семье погибшего дружинника единовременного пособия в сумме ста МРОТ, вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений. Отдельной статьёй также регламентируются формы поощрения народных дружинников: объявление благодарности, выдача денежной премии, награждение ценным подарком или почётной грамотой.
Сергей Савотин сообщил, что на Белгородчине уже существует опыт создания народных дружин: «В Губкинском городском округе не так давно прошло выездное заседание координационного совещания по обеспечению правопорядка в области, на котором был представлен проект губкинцев по созданию народных дружин и казачьих народных дружин. Эта схема у нас в области апробируется, причём согласно уже новому федеральному законодательству».
Всего в Губкинском городском округе работают 12 народных дружин, из них две созданы на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Депутаты облдумы отметили также, что нужно дополнительно проработать вопрос предоставления трёх дней оплачиваемого отпуска народным дружинникам. После дискуссии на эту тему участники заседания пришли к мнению, что региональным законом обязать хозяйствующий субъект – предприятие – предоставлять дружинникам три дня оплачиваемого отпуска нельзя, но такие рекомендации можно прописать, например, в коллективном договоре или предусмотреть в дополнительных подзаконных актах.
«Поскольку этот законопроект касается достаточно широкого круга потенциальных участников, наверное, целесообразно выставить его на широкое общественное обсуждение и попросить заинтересованных лиц дать свои предложения», – подчеркнула председатель комитета по безопасности, связям с общественными организациями и СМИ Елена Бондаренко.
Депутаты рекомендовали областной Думе принять законопроект «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» в первом чтении и продолжить работу над ним.