Информацию, собранную думской рабочей группой по итогам анализа налоговой нагрузки на предпринимателей после отмены единого налога на вменённый доход, представили на совместном заседании трёх комитетов заксобрания.
Председатель комитета по бюджету, финансам и земельным отношениям Михаил Савченко отметил, что принимая законы, которые были призваны минимизировать последствия перехода с ЕНВД на патент, депутаты обещали внимательно следить за налоговой нагрузкой на бизнес.
Напомним, что Дума ввела понижающий коэффициент 0,9% для более чем 70 направлений ИП, перешедших на патент. Также законодательно были закреплены минимальные ставки по УСН для розничной торговли и общепита в малых населённых пунктах, расположенных в сельской местности.
С начала года члены рабочей группы изучали законодательную практику других субъектов, вели мониторинг реализации законов о патентной и упрощённой системах налогообложения. Также Дума организовала прямую линию для предпринимателей по сбору их предложений и замечаний, связанных с отменой «вменённого налога».
Согласно собранным данным, на 1 марта нынешнего года из 22 346 субъектов, ранее применявших ЕНВД, 14 228 перешли на упрощённую систему налогообложения. При этом общее количество налогоплательщиков, применяющих упрощёнку, выросло с 28 638 до 40 468 (на 41 процент).
5 796 ИП на начало весны сделали выбор в пользу патента (общее число налогоплательщиков на патенте выросло в 4,9 раза). Как отмечалось, способствовали этому и законодательные изменения на федеральном уровне, которые позволили обладателям патента уменьшать его стоимость на сумму уплаченных страховых взносов.
Остальные бизнесмены выбрали единый сельскохозяйственный налог, налог на профессиональный доход, общий режим налогообложения.
Порядка тысячи предпринимателей не ведут деятельность, однако, это связано не столько с налоговой нагрузкой, но и с тем, что владельцы ИП нередко о них просто «забывают», отмечают налоговики.
«Можно сказать, что переход с единого налога на вменённый доход на другие режимы налогообложения в области прошёл без больших потрясений», – отметил заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области Сергей Чечин.
При этом по-прежнему актуальной остаётся проблема роста налоговой нагрузки для стационарной торговли в сельской местности для применяющих патент. При этом налоговом режиме «возможности дифференцировать потенциально возможный доход для расчёта патента в зависимости от численности жителей сельских населённых пунктов, расположенных на территориях городских округов нет», – отмечается в отчёте рабочей группы.
«На примере данных администрации Алексеевского городского округа о начисленном налоге для предпринимателей, осуществляющих деятельность через объекты стационарной торговли площадью 25 кв.м в сельских территориях, стоимость патента на год (131 557 руб.) превышает сумму ранее исчисляемого ЕНВД (24 361 руб.) в 5,4 раза», – также указано в документе.
«Надо готовить обращение Думы исполнительной власти, необходимо разработать для них меры поддержки. Этим магазинам в сельской местности мы должны помочь областной субсидией. Что такое стоимость патента 131 тысяча? У него годовой доход такой же. Мы понимаем, что у предпринимателя 10 дворов на деревне и какой-нибудь небольшой магазинчик. Власть будет просто вынуждена организовывать туда автолавку, ездить, в итоге – нести затраты на порядок выше, чем просто дать им льготу», – выступил с предложением вице-спикер областной Думы Валерий Сергачёв.
Решение ещё одной связанной с налогами проблемы требует федерального вмешательства, считает Уполномоченный по делам предпринимателей в Белгородской области Владислав Епачинцев: «На патентной системе был законом введён понижающий коэффициент, в том числе, и для торговли, и некоторые люди даже стали платить меньше, чем на ЕНВД. Но есть категории, которые торгуют маркируемым товаром. Его с каждым годом становится всё больше. И я не понимаю, честно говоря, почему этим предпринимателям запрещено вести деятельность на патентной системе. Что если обратиться на федеральный уровень и поднять вопрос там?»
Кроме того, бизнес-омбудсмен проинформировал о значительном росте налоговой нагрузки (в 3-8 раз) для предпринимателей, занятых в аптечном бизнесе.
Депутаты трёх думских комитетов приняли решение о разработке документов, которые планируется направить федеральным и региональным властям.
Также они выступили за проведение повторного мониторинга ситуации по налогообложению во втором квартале – с учётом обращений граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, судебной практики и т.д.