Сегодня в областном центре проходит научно-практическая конференция «Законотворческие ресурсы формирования современной российской государственности: опыт Белгородской областной Думы». Она посвящена 25-летию регионального законодательного органа.
В ходе пленарного заседания участники заслушали три доклада, а также обменялись мнениями.
Член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор Андрей Габов представил доклад «Законотворческие ресурсы формирования современной российской государственности: основные тенденции и проблемы». Он обратился к научному понятию термина «закон» и изложил тенденции и проблемы, которые существуют на современном этапе в законотворчестве. Так, в качестве трендов учёный назвал конституционализацию законодательства и цифровизацию.
«Цифровизация, кстати, – наиболее серьёзный вызов для правовой системы за последние годы. Наверное, её можно сравнить с тем вызовом, который появился в начале 90-х, когда в стране пришлось создать новую правовую систему. Сегодня, как сказал президент, всё наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность. Цифра меняет кардинальным образом основы общественной жизни, устройство, культуру, правовую систему. В сущности, цифру можно наблюдать каждый день. Это утрата приватности в жизни людей: по следам в интернете, по следам, грубо говоря, работающего телефона мы можем знать о человеке всё. Не надо проводить ни исследований, ни социологических опросов. Цифровизация создаёт много возможностей, но и много рисков», – пояснил Андрей Владимирович.
Академик перечислил и отрицательные тенденции в законотворчестве. Он подробно остановился на возрастающем с каждым годом количестве законов: «Резкий и значительный рост объёма нормативного материала вызывается ничем иным, кроме как необъяснимым желанием принять закон по любому поводу. Законодательство становится безбрежным, всепроникающим, оно идёт в те сферы, в которых раньше никогда не было. Собственно, на это накладывается практика многочисленных изменений в принятые законы. Если мы посмотрим федеральные кодексы и федеральные законы, то некоторые из них десятки, а то и сотни раз изменены. Ситуация ведёт к тому, что идёт отчуждение человека от права, от закона. Простой гражданин просто не успевает за всеми изменениями в законодательстве».
По мнению Андрея Габова, значительную роль в повышении работы законодательных органов власти должно сыграть обсуждение проектов нормативных актов с экспертным сообществом. «Для реального совершенствования законотворческой деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, надо, конечно, повышать и усиливать экспертный и научный потенциал. Мне представляется, что это одно из направлений, в рамках которого мы можем повысить качество. Когда мы не штампуем законы и к ним поправки, а когда у нас законотворческий процесс обеспечен научным экспертным сопровождением», – уверен учёный.
«Парламентаризм в Белгородской области – опыт и перспективы»
Доклад на эту тему презентовал заместитель комитета областной Думы по законодательству и местному самоуправлению, председатель облдумы I созыва и депутат Думы всех шести созывов, доктор экономических наук, профессор Юрий Селивёрстов. Вначале он обратился к истории и напомнил о событиях, которые предшествовали марту 1994 года – выборам в областное Собрание народных представителей. «В 1990 году был избран Съезд народных депутатов РСФСР и сформирован Верховный Совет. В июне 1991 года был избран Президент, а в декабре произошло событие, которое в корне изменило всю общественно-политическую ситуацию: произошёл фактически распад Советского Союза и Российская Федерация стала функционировать как самостоятельное независимое государстве. Основы государственной власти, заложенные ещё в условиях СССР, не могли не привести к противоречиям в последующие периоды. Нарастали конфликтные, спорные ситуации между двумя носителями государственной власти – Верховным советом РФ и Президентом, что привело к трагическим событиям октября 1993 года, когда практически был расстрелян парламент. Историки и политологи расценивают эти события как государственный переворот. В октябре 1993 года советская власть была ликвидирована, распущены все представительные органы. Образовался мощнейший вакуум представительной власти на всей территории Российской Федерации. Заполнить этот вакуум помогло принятие новой Конституции в декабре 1993 года. И тогда впервые в истории России представительным органам субъектов РФ было предоставлено право законотворческой, законодательной деятельности. Региональные парламенты смогли принимать собственные законы», – рассказал Юрий Иванович.
Как известно, в марте 1994 года состоялись выборы депутатов в Белгородское областное Собрание народных представителей (в него вошёл 21 народный избранник).
«Учитывая общественно-политическую ситуацию, когда слово «Советы» воспринималось как некое ругательное, а слово «Дума» ещё не вошло в обиход большинства россиян, появилось такое прокитайское, я бы сказал, название как областное Собрание народных представителей, – заставил улыбнуться участников конференции Юрий Селивёрстов и добавил: – Правда, депутаты на первом же заседании пришли к выводу, что традиционно существовала на Руси думская законодательная власть, и переименовали законодательный орган в Белгородскую областную Думу».
По словам председателя первого созыва Думы, депутаты сразу приступили к реализации законотворческой функции и стали обеспечивать нормативными правовыми актами развитие экономической базы, базы государственного управления и местного самоуправления.
«В работе первой областной Думы были заложены принципы, которые позволили ей на протяжении 25 лет успешно функционировать. Что же это за принципы? Первое – разделение полномочий и конструктивное взаимодействие с исполнительной властью, с территориальными органами федеральной власти на территории области, с прокуратурой региона. Второе – взаимодействие с органами местного самоуправления, с депутатами местных советов на самых разных платформах: от проведения совместных мероприятий, круглых столов до проведения дней облдумы. Большие изменения произошли, когда был введён партийный принцип формирования представительного органа. Выборы стали проходить по партийным спискам, в структуре Думы были организованы партийные фракции. Это, конечно, изменения в лучшую сторону, появились признаки цивилизованной оппозиции в Думе, хотя они не получили, к сожалению, в дальнейшем серьёзного развития», – продолжил Юрий Иванович.
Также он отметил расширение информационной базы областной Думы, укрепление контактов депутатов с избирателями: «В 2015 году уровень доверия к облдуме превысил 50%, почти достиг 60%. Это весьма и весьма серьёзный показатель. Добиться таких показателей нам удалось благодаря информационной открытости через различные каналы коммуникаций и благодаря встречам с избирателями».
В заключение Юрий Селивёрстов подчеркнул, что сегодня законодательному органу нужно акцентировать внимание на взаимодействии с экспертным сообществом. «В первую очередь, говорю о наших университетах. Привлечение экспертов, практикующих юристов и экономистов существенно повысит эффективность работы Думы и отдачу деятельности всего депутатского корпуса», – уверен он.
Белгородская областная Дума – взгляд изнутри
Именно так можно охарактеризовать выступление начальника правового управления аппарата областной Думы, кандидата юридических наук Ларисы Старцевой. Она рассказала о формировании законодательства региона, о его прошлом, настоящем и будущем.
Лариса Ивановна привела цифры: первый созыв облдумы принял 133 региональных закона, второй – 160, третий – 223, четвёртый – 368, пятый – 376. Всего же за четверть века депутаты всех шести созывов приняли 1 622 закона области. Начальник правового управления подробно осветила, принятие каких нормативных актов были присуще каждому из созывов, рассказала, как белгородские законотворцы реагировали на требования времени.
Сегодня в областной Думе работают 50 депутатов и 11 комитетов – это максимальное количество и депутатов, и комитетов за четвертьвековую историю законодательного органа.
«Областная Дума организовывала и будет организовывать свою законотворческую деятельность таким образом, чтобы результаты этой работы оказывали позитивное воздействие на состояние правовой культуры в обществе и формировали уважительное отношение к закону и праву в рамках основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Законодательная деятельность будет требовать постоянного совершенствования и, конечно, сегодня можно сказать, что качество законов, которые принимаются Белгородской областной Думой остаются и будут оставаться на высоком уровне», – заверила Лариса Старцева.
Отметим, что после пленарного заседания работа научно-практической конференции продолжилась на двух секциях. Их темы также посвятили региональному законодательному органу: «Белгородская областная Дума: содержательные приоритеты деятельности» и «Белгородская областная Дума: диалог с гражданским обществом».