В заседании, которое прошло накануне, приняли участие спикер Белгородской областной Думы, председатель Общественного совета Василий Потрясаев, Уполномоченный по правам человека в Белгородской области Александр Панин, первый заместитель начальника регионального департамента образования Елена Тишина и другие.
Начальник управления образовательной политики департамента образования области Марина Назаренко объяснила, что второй иностранный язык входит в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и является обязательным для изучения (письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 года №08-1214).
«Говоря о втором иностранном языке, мы понимаем, что говорим только об уровне основного общего образования, то есть это 5-9 классы, где преподавание второго иностранного языка обязательно. Мы понимаем, что добиться введения данного предмета в 100% школ региона не позволяет ряд существующих проблем. Необходимо укомплектовать школы квалифицированными кадрами, организовать дополнительное профессиональное образование, решить вопросы по учебно-методическому и информационному обеспечению, в том числе по приобретению учебников, провести разъяснительную работу с педагогами», – рассказала она.
Марина Леонидовна отметила, что наш регион обратился в Министерство просвещения за разъяснениями, обрисовав проблемную ситуацию. Однако федеральное ведомство настаивает на обязательности изучения второго иняза, при этом акцентирует внимание, что образовательная организация сама может определить объём часов по этому предмету и распределить их по годам обучения.
«Департаментом проведён мониторинг готовности образовательных организаций к внедрению второго иностранного языка. Мы начнём преподавать его во всех муниципалитетах. В десяти: это Белгород, Губкинский и Старооскольский городские округа, Белгородский, Борисовский, Ивнянский, Корочанский, Красненский, Красногвардейский, Новооскольский и Яковлевский районы – запланировано 100%-ное внедрение в школах. В таких муниципалитетах, как Вейделевский, Ровеньский, Чернянский, – запланировано по одной общеобразовательной организации. Охват преподавания составит 359 школ в регионе, или 70%. Выстраивая единое образовательное пространство региона, департамент предложил школам три варианта развития событий. Первый – два часа второго иностранного языка в неделю в пилотных 9-х классах. Второй – один час в неделю, начиная с 5-го класса. Третий вариант – один час в 8 классе и один час в 9-м», – сообщила Марина Назаренко.
Участники заседания сошлись во мнении, что второй иностранный язык – это хорошая инициатива, но не следует его вводить во всех школах повсеместно.
«Конечно, второй язык – кто же будет против? Кто против полиглота? Это показывает уровень, это говорит о подготовленности и самого ученика, и образовательного учреждения, если мы будем способны дать такое образование. Но мне кажется, что мы довольно часто принимаем такие решения, которые пытаются определить всех под одну гребёнку. Так не должно быть, и не всегда мы имеем положительный результат от реализации таких проектов. В случае введения второго иностранного языка я не вижу необходимости все школы подводить под одну гребёнку. У нас существуют школы, которые дают знания по двум языкам. Пожалуйста, родитель имеет право определить ребёнка в такую школу. Но наша задача сегодня – выполнить требование Министерства просвещения. Приказ есть и с ним надо жить и работать», – считает Василий Потрясаев.
Василий Николаевич сказал, что, возможно, следует рассмотреть вариант сетевого обучения: «Чтобы не вводить дополнительные единицы преподавателей второго иностранного языка, потому что не везде ещё в районах во всех школах есть специалисты, аттестованные по первому языку… Поэтому организация сетевого обучения будет ответом на выполнение требования Министерства. Сегодня мы говорим о выполнении приказа, мы должны выполнить требование, но при этом максимально обеспечить комфортные условия обучения для детей».
Учитель физической культуры из школы №11 Белгорода Игорь Махов поинтересовался, не пострадает ли при введении второго иностранного языка физкультура: «Более десяти лет назад, когда мы перешли на три часа физической культуры в неделю, это была маленькая революция. И этот опыт положительный. А сейчас решается, можно ли вернуться на два часа физкультуры, чтобы выполнить приказ... Может быть, не стоит у детей забирать движение, которого сейчас и так недостаточно?»
Точку зрения учителя разделил и спикер областной Думы: «Хотелось бы иметь больше часов именно физической культуры, чтобы укреплять здоровье детей. Иначе будет упущено время. Иностранный язык, второй и третий, можно изучить и в 50, и в 60 лет. А здоровье, если не будет укреплено в детском, юном возрасте, его уже никогда не наверстаешь».
Свои опасения на счёт введения второго иняза во всех школах и, самое главное, по поводу качества такого образования участники заседания выразили Уполномоченному по правам человека в регионе Александру Панину и попросили поднять эту проблему на уровне Федерации.
Александр Григорьевич также поделился мнением об обязательности изучения второго иняза: «Действительно, этот вопрос только на первый взгляд кажется очевидно положительным. Но когда мы начинаем разбираться в деталях, возникает много проблем. Как будут обстоять дела с нагрузкой на детей, она ведь будет увеличена… Как будут обстоять дела с другими предметами, которые могут быть ущемлены... Слабую готовность имеют сегодня сельские школы. Не будут ли ущемлены права выпускников сельских школ, если у них в аттестате будет стоять прочерк по предмету «второй иностранный язык»? Все эти проблемные вопросы я обозначу на Координационном совете уполномоченных по правам человека на тему «Защита прав граждан на образование», который состоится 7 ноября 2018 года».