Сегодня состоялось 21-е заседание комитета Белгородской областной Думы по здравоохранению и социальной политике. На нём депутаты рассмотрели ряд региональных законопроектов, среди которых проект «О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Законопроект представил заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области – начальник управления по труду и занятости населения области Сергей Нерубенко. По его словам, документ подготовлен в целях исполнения статьи 353.1 Трудового кодекса РФ. «Данная правовая норма вводит в дополнение к государственному контролю ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, подведомственных органам исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований», – сообщил Сергей Фёдорович.
Следует уточнить, что речь идёт о дополнительном контроле в государственных или муниципальных учреждениях либо предприятиях, учредителями которых являются органы исполнительной власти Белгородской области или органы местного самоуправления.
Законопроект состоит из 13 статей. Документ определяет виды, формы, предмет, сроки и порядок оформления проверки, описывает правила проведения плановой и внеплановой проверок, даёт понятия документарной и выездной проверки. В проекте указаны права и обязанности должностных лиц органа ведомственного контроля, а также права и обязанности руководителя или иного уполномоченного должностного лица подведомственной организации при проведении проверки.
Ведомственный контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Они могут быть документарные и выездные. В процессе проверяется либо соблюдение трудового законодательства, либо устранение нарушений, выявленных ранее. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В случае необходимости срок может быть продлён руководителем ведомственного надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
Согласно законопроекту, плановые проверки проводятся один раз в три года на основании ежегодных планов (три года с момента регистрации организации в качестве юрлица или с момента окончания крайней плановой проверки). Соответственно, ежегодный план утверждается до 15 декабря года, предшествующего году проверок, и не позднее 31 декабря этого же года доводится до сведения организаций путём размещения в Интернете или другим доступным способом.
Основанием же для внеплановой проверки может стать обращение от граждан, организаций или информация от органов власти и из СМИ о нарушениях трудового законодательства, а также истечение срока, установленного для устранения нарушений в акте проверки. Компания, попавшая под внеплановую проверку, должна быть оповещена не менее, чем за сутки до проведения этой самой проверки.
Законопроект также включает два документа-приложения: «Распоряжение (приказ) руководителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления муниципального образования» и «Акт проверки».
В настоящее время уже более 40 субъектами РФ приняты региональные законы о ведомственном контроле.
Продолжая тему трудового права, Сергей Нерубенко ознакомил народных избранников с законопроектом «О признании утратившими силу некоторых законов Белгородской области». В частности, речь идёт о законе «Об охране труда» №55 от 5 апреля 1999 года и поправках к нему от 4 июня 2007 года №119.
«Этими двумя законами определены полномочия органов исполнительной государственной власти области в сфере охраны труда, которые после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство дублируют полномочия, регламентированные Трудовым кодексом РФ. Поэтому предлагаем признать их утратившими силу», – рассказал Сергей Нерубенко.
После обсуждения депутаты приняли решение рекомендовать областной Думе принять в первом чтении законопроекты «О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и «О признании утратившими силу некоторых законов Белгородской области» и принять соответствующие региональные законы.