Эта тема была поднята на совместном заседании двух думских комитетов при обсуждении вопроса об обеспеченности местами в детских садах региона.
Как пояснила первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области – начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Ольга Медведева, в дошкольных учреждениях есть два пути решения проблемы. Первый – создание специализированных групп в ДОУ, второй путь – инклюзия: ребёнок поступает в обычную группу, и ему оказывается индивидуальное сопровождение.
«Сегодня эта услуга востребована и для детей с расстройством аутического спектра, и для детей и с другими проблемами со здоровьем. Чтобы эти дети могли получать таким образом качественное образование, с этого года мы вводим такую должность в дошкольных учреждениях, как тьютор. Называем её пока по другому, классификатор профессий для дошкольных учреждений, в отличие от школ, такую специальность не предусматривает, пока они в должности помощников воспитателя», – рассказала Ольга Медведева.
Также она отметила, что количество специализированных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья пока остаётся прежним, а вот потребность в инклюзии растёт.
Актуальна эта проблема и для учреждений среднего школьного образования. В следующем учебном году, по информации департамента образования, в области планируется открыть три класса для детей, страдающих аутизмом: один – в 17-й школе Губкина и два в 43-й школе Белгорода.
Вместе с тем, заместитель председателя комитета по образованию, молодёжной политике и СМИ Олег Полухин поднял тему условий работы специализированных коррекционных учреждений для детей. Он отметил, что сегодня закон обязывает предоставить детям возможность получения инклюзивного образования. Вместе с тем, многие специалисты считают, что подготовить ребёнка к получению дальнейших знаний можно только в коррекционных школах-интернатах.
«Какая политика будет реализовываться в ближайшие годы в связи с новыми требованиями, федеральными стандартами по развитию специализированных учебных заведений: мы будем ориентироваться только на то, что инклюзивное образование должно развиваться во всех образовательных учреждениях? А что делать со специализированными интернатами?» – задал вопрос депутат. В частности, Олег Полухин поинтересовался судьбой Валуйской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
«Ни в коем случае нельзя увлекаться инклюзией безоговорочно, есть понимание, что необходимо сохранить сеть специальных коррекционных образовательных организаций, которая сегодня существует. Это и Валуйская школа, и Корочанская школа-интернат, корректирующая речь детям, и 23-й интернат Белгорода, который помогает детям с ограниченными возможностями по слуху, и другие. Родители имеют право на инклюзию, и мы обязаны её предоставить, но многие выбирают именно коррекционные заведения», – рассказала Ольга Медведева.
Что касается конкретно Валуйского интерната, Ольга Ильинична пояснила, что сейчас решается вопрос о его возможном переезде. Интернат размещён в приспособленном здании, актуальна для него и кадровая проблема. «Сегодня мы должны подготовить совместно с департаментом строительства, такое поручение дал Губернатор, вопрос, где это учреждение должно находиться. Возможно, это будет областной центр, Старый Оскол – где есть кадровый потенциал, врачи, которые смогут с этой категорией работать, и мы можем дать тогда не только качественное образование, но и медицинское сопровождение», – сообщила она.