Сегодня депутаты комитета по местному самоуправлению и вопросам экономического развития и предпринимательства рассмотрели изменения в закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций». Документ разработан в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года №307-ФЗ. Согласно нововведениям, существенные поправки вносятся в части определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Теперь для отдельных видов недвижимого имущества база будет складываться на основе его кадастровой стоимости.
«Законом области мы должны определить ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, и особенности исчисления налоговой базы, то есть предусмотреть определённые налоговые вычеты. Что касается состава объектов, которые попадают под исчисление налога от кадастровой стоимости, то их состав определён статьёй 378.2 части второй Налогового кодекса РФ», – представила законопроект первый заместитель начальника регионального департамента имущественных и земельных отношений Юлия Глотова. По её словам, переход к исчислению и уплате налога на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости планируется осуществить с 1 января 2016 года.
Налоговая база как кадастровая стоимость имущества будет определяться для административно-деловых центров и торговых центров в них; для нежилых помещений, предназначенных под офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания, или для тех нежилых помещений, которые фактически используются в этих целях; для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства; для жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта (за исключением жилых домов и жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда). В отношении же прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Юлия Глотова рассказала, что налоговую ставку для исчисления налога на имущество организаций от кадастровой стоимости предлагается установить в 2016 году и на последующие годы в размере 2%.
«При этом, учитывая, что мы не должны допустить резкого роста налоговой нагрузки на организации, использующие специальные налоговые режимы, которые в настоящее время освобождены от уплаты налога, мы предлагаем предусмотреть постепенное повышение ставок для соответствующей категории налогоплательщиков в отношении объектов торгового и офисного назначения. В 2016 году повышение составит 1%, в 2017 году – 1,5%, в 2018 году и последующие годы – 2%», – отметила первый заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений области. Однако ситуацией могут воспользоваться недобросовестные предприятия, уходившие от налогов путём искусственного дробления крупных торговых и офисных центров на отдельные объекты. Поэтому пониженные ставки будут применяться только при соблюдении ряда условий. Первое – площадь административно-делового центра, торгового центра или помещения, являющегося объектом налогообложения, не должна превышать 5 000 кв. м. Второе условие – объект недвижимости, являющийся объектом налогообложения, должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт не позднее 1 января 2015 года и по состоянию на эту же дату должен находиться в собственности организации, использующей специальный налоговый режим.
Также для малых предприятий, имеющих в собственности незначительные по площади объекты, предусматривается льготный порядок определения налоговой базы. Преференции состоят в уменьшении налоговой базы в отношении офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания на величину кадастровой стоимости 50 кв. м. площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим, в отношении одного объекта, который выберет сам налогоплательщик.
По прогнозам разработчиков законопроекта, принятие закона позволит увеличить доходную часть областного бюджета. По их предварительным подсчётам, дополнительные начисления по налогу на имущество организаций (6,5 тыс. объектов торгового и офисного назначения площадью 2,7 млн кв. м.) к уровню 2014 года составят 462 млн рублей (2016 год), 594 млн рублей (2017 год) и 726 млн рублей (2018 год). Фактические дополнительные поступления доходов в областной бюджет в 2016 году, если закон будет принят, составят не менее 346,5 млн рублей.
«Перечень объектов, по которым налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, из числа объектов торгово-офисного назначения ежегодно утверждается органом исполнительной власти субъекта, на территории нашей области это будет постановление Правительства региона, – сообщила Юлия Николаевна. – Что касается кадастровой оценки, она у нас в области утверждена, а проведена была в 2012 году. В этом году мы проводим новую кадастровую оценку».
Обсуждая законопроект, белгородские парламентарии сошлись во мнении, что введение налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости, – вопрос сложный и неоднозначный.
«Дело в том, что в данном случае от принятия этого закона будут страдать опять-таки мелкие предприятия. Мы понимаем: собственник здания сегодня раздробил свой бизнес и разместил в помещениях арендаторов. И в конечном итоге основная нагрузка по уплате налога ляжет как раз на их плечи – на мелких частных собственников», – считает депутат Анатолий Попков.
Председатель комитета Валерий Скруг, который руководит рабочей группой «Честная и эффективная экономика» при региональном штабе ОНФ в Белгородской области, рассказал, что не так давно рабочая группа собирала на встречу более 100 руководителей предприятий, чтобы обсудить сегодняшнюю экономическую ситуацию и то положение, в котором оказались компании. «Малому бизнесу положены льготы. Их предусматривает федеральный закон. И если мы будем рассматривать малый бизнес через призму доходов в бюджет – это совершенно неправильно. Доходы в бюджет он должен давать, но, в первую очередь, малый бизнес – это самозанятость населения, это стабильность в обществе, это, в конце концов, гражданское общество. Нам нужно ещё раз вернуться к оценке регулирующего воздействия проекта о внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций», – подчеркнул Валерий Степанович.
Виктор Филатов убеждён, что процесс проведения кадастровой оценки, которую осуществляет профильный департамент в этом году, должен быть прозрачным и понятным.
С ним согласился и Валерий Скруг: «Мы же понимаем, что та кадастровая оценка, которая есть и которая выше рыночной цены, нереальна, она явно завышена. И если мне руководитель одного из заводов у нас в области говорит, что один гектар земли под его предприятием стоит точно так же, как на побережье в Испании с виллой, то, наверное, нам надо задуматься. Мы же не скажем заводу: закрой производство, распусти людей, только заплати земельный налог. В крупных организациях сумма земельного налога сегодня доходит до 25% прибыли. Все руководители предприятий у нас в области выражают обеспокоенность по этому вопросу».
Вице-спикер областной Думы рекомендовал региональному департаменту имущественных и земельных отношений провести мониторинг в торговых центрах: «Посмотрите, сколько там занято площадей. В каждом торговом центре пустых площадей сегодня – до 30%. Сейчас такое время, когда у нас торговых площадей больше, чем людей, способных торговать. С одной стороны, закон этот надо принимать, с другой стороны – мы знаем реальную сложную ситуацию, и поэтому к проекту возникает много вопросов».
В итоге депутаты рекомендовали Белгородской областной Думе принять законопроект «О внесении изменений в закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» в первом чтении, после чего продолжить работу над документом.