Весенняя сессия Белгородской областной Думы в этом году стартовала в феврале. Заключительное заседание депутаты провели в июне. Всего за полгода прошло пять заседаний облдумы. Народные избранники за это время приняли 35 региональных законов, выступили с тремя обращениями в адрес депутатов Госдумы, Правительства РФ и Минсельхоза, председателя Центробанка РФ и внесли одну федеральную законодательную инициативу в Госдуму. Белгородские законотворцы поддержали 26 федеральных законопроектов и девять обращений законодательных органов субъектов России, согласовали назначение 10 мировых судей и двух Уполномоченных: по правам человека и по защите прав предпринимателей.
Бюджет и налоги
За первое полугодие 2014 года народные избранники трижды возвращались к главному финансовому документу Белгородчины на этот год: в феврале, мае и июне. В областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов вносились изменения технического характера, перераспределялись средства по отдельным подпрограммам госпрограмм, увеличивались доходы за счёт поступлений из федеральной казны и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В результате, сейчас доходная часть бюджета на 2014 год составляет 58,4 млрд рублей, расходная – 64,3 млрд рублей, дефицит ожидается в размере 5,8 млрд рублей или 13,75% к объёму доходов.
На заключительном заседании весенней сессии депутаты проанализировали исполнение бюджета области в 2013 году. Его доходы составили 61,3 млрд рублей при утверждённых годовых назначениях в 64,9 млрд рублей, следовательно, план по доходам выполнен на 94,4%. Расходные обязательства бюджета 2013 года выполнены на 98,9%: общая сумма расходов равна 70,3 млрд рублей при плановом показателе в 71,2 млрд рублей.
Из-за изменений в Налоговом кодексе РФ пришлось изменить и на Белгородчине срок уплаты транспортного налога физическими лицами (закон «О внесении изменения в статью 3 закона Белгородской области «О транспортном налоге»). С 1 января 2015 года жители области обязаны платить налог на транспорт не позднее 1 октября года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Социальная сфера
Одними из первых в этом году областная Дума приняла изменения в региональный закон «О нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ» (закон области №264 от 05.03.2014 года). Документ стал ещё одним шагом в реализации майского Указа Президента РФ, касающегося повышения заработной платы отдельной категории работников. Благодаря принятым изменениям фонд оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций (включая учителей) с 1 января 2014 года увеличился на 5%, а фонд оплаты труда других работников школ вырастет тоже на 5%, но с 1 октября текущего года. «Майский указ Президента в плане повышения зарплаты учителей я в полной мере поддерживаю, труд учителя должен оплачиваться выше, чем сегодня», – считает председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов.
Не менее значимым оказался закон области «О внесении изменения в статью 2 закона Белгородской области «О приёмной семье», принятый на 37-м заседании Думы. С 1 июля этого года вознаграждение приёмным родителям возросло: вместо 4 611 рублей супругам, взявшим на воспитание ребёнка, теперь выплачивают 5 554 рубля, что соответствует минимальному размеру оплаты труда. Как и прежде, на каждого последующего ребёнка выплата увеличивается на 20% от базовой суммы. Повысив вознаграждение до одного МРОТ, регион выполнил рекомендации Правительства РФ. Дополнительные 3,3 млн рублей в областном бюджете выделили за счёт перераспределения расходов по разделу «Социальная политика».
«Только при консолидации усилий и законодательной, и исполнительной власти, и областных, и муниципальных структур власти, бизнеса, гражданского общества мы можем обратить внимание на проблемы белгородских семей и изменить ситуацию в лучшую сторону», – убеждена заместитель председателя комитета облдумы по социальной политике Ирина Севостьянова.
Также депутаты дополнили статью 42 Устава Белгородской области в связи с поправками в федеральном законодательстве (закон №278 от 06.06.2014 года). Так, высший орган исполнительной власти региона обладает полномочиями по обеспечению государственных гарантий равенства прав и свобод граждан независимо от их расы, религии, языка, национальности и призван предотвращать ограничения прав или дискриминацию по социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности. В компетенции Правительства области входит теперь и защита нацменьшинств, социальная и культурная адаптация мигрантов, профилактика межэтнических конфликтов.
Среди других принятых в первой половине 2014 года нормативных актов, регулирующих социальную сферу, – изменения в законы «Об охране здоровья населения Белгородской области», «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Белгородской области, а также государственных гражданских служащих Белгородской области» и «О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих» (№275 от 29.04.2014 года), а также изменения в статью 6 закона «О наградах Белгородской области» (№272 от 28.04.2014 года).
Инвестклимат и поддержка бизнеса
Депутаты областной Думы за полгода одобрили три закона в поддержку предпринимательства на Белгородчине: «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Белгородской области» № 270 от 01.04.2014 года), «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области» (№260 от 04.03.2014 года) и «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области». И если первый нормативный акт не вызывал у народных избранников никаких сомнений, то по двум другим велась длительная дискуссия. Поиск такого общего знаменателя, как принятие законов о бизнес-омбудсмене и об инвестдеятельности, дался депутатам нелегко.
«Анализ ситуации, как тот или иной законопроект может повлиять на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в области, становится ещё одним шагом для развития активности бизнеса, улучшения инвестклимата, роста экономики. На практике оценка регулирующего воздействия позволяет выявить в проектах законов положения, которые вводят необоснованные барьеры для деятельности предпринимателей, ограничивают конкуренцию или как-то ещё мешают ведению бизнеса в регионе», – прокомментировал внедрение ОРВ на Белгородчине председатель комитета облдумы по законодательству и вопросам местного самоуправления Юрий Селивёрстов.
Закон о белгородском бизнес-омбудсмене, принятый в феврале 2014 года, определяет правовое положение защитника предпринимателей, его основные задачи и компетенции, порядок назначения на должность и досрочного прекращения его полномочий. «Была предложена поправка к этому закону. Учитывая важность должности Уполномоченного, депутаты предложили принять такую функцию: провести согласование с областной Думой назначаемого кандидата. Суть поправки в том, что Дума со своей стороны берёт дополнительную ответственность на себя за ту кандидатуру, которая будет представлена губернатору. В законе прописано, что приниматься бизнес-омбудсмен будет с учётом мнения предпринимательского сообщества в обязательном порядке, – отметил вице-спикер областной Думы, председатель комитета по местному самоуправлению и вопросам экономического развития и предпринимательства Василий Потрясаев. – Мы повышаем престиж предпринимателей и говорим о том, что проблемы бизнеса будут решаться через это конкретное лицо. Каждый предприниматель будет иметь возможность обратиться с вопросом к Уполномоченному, и тот его никуда не переадресует».
Закон «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области» в 13 статьях содержит и основные понятия инвестиционной деятельности, и механизмы поддержки инвесторов и их проектов. «На данный момент это очень важный закон для реального сектора экономики. Мы прекрасно понимаем, что в нём можно что-то дополнить, улучшить, углубить, если надо. Белгородская торгово-промышленная палата разослала этот проект закона практически в 900 предприятий региона. Предприятия дали свои предложения, и мы с ними поработали. На сегодняшний день этот законопроект является тем инструментом, который поможет привлечь инвестиции. Нам же нужно модернизировать производство, работать над импортозамещением, созданием конкурентоспособной экономики», – отозвался о нормативном акте заместитель председателя областной Думы Валерий Скруг.
Избирательное право
В ходе весенней сессии в Избирательный кодекс региона дважды вносились изменения. И в первом, и во втором случаях – из-за новшеств в федеральном законодательстве (законы «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области» №268 от 07.03.2014 года и №279 от 06.06.2014 года).
С 1 июня 2014 года в Белгородской области, как и во всей стране, на выборах должны использоваться ящики для голосования только из прозрачного или полупрозрачного материала. А кандидатам следует помнить о другом нюансе: закрыть счета и прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами России теперь нужно к моменту представления документов для регистрации, а не к моменту самой регистрации, как было раньше.
Среди важных нововведений, принятых в мае, – уточнение перечня документов, предоставляемых кандидатами на выборные должности. В частности, теперь в обязательном порядке необходимо указывать сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, но и о когда-либо имевшейся у него судимости. Эти сведения размещаются на информационном стенде Избиркома, а также включаются в бюллетени для голосований. Помимо этого, в выборную систему возвращается институт досрочного голосования. На Белгородчине возможность проголосовать досрочно появится снова лишь на муниципальных уровнях. За десять-четыре дня до даты выборов избиратели, которые по уважительным причинам будут отсутствовать по месту жительства, смогут проголосовать в помещении окружной или муниципальной избирательной комиссии. В участковой комиссии голосование возможно за три дня.
Местное самоуправление
В части регулирования системы местного самоуправления депутаты на пяти заседаниях приняли несколько законов: «О внесении изменений в закон Белгородской области «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области» №281 от 06.06.2014 года), «О внесении изменений в закон Белгородской области «О создании судебных участков и должностей мировых судей Белгородской области» №274 от 28.04.2014 года), «О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона Белгородской области «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Белгородской области» №271 от 04.04.2014 года).
Также народные избранники закрепили за органами МСУ право проводить кадастровую оценку (закон области «О случае проведения государственной кадастровой оценки по решению органа местного самоуправления» №263 от 05.03.2014 года). Воспользоваться этим правом местные власти смогут только после обоснования экономической целесообразности, а также организационной и финансовой готовности к проведению работ. Для этого органам местного самоуправления необходимо предоставить в правительство области заявление на проведение кадастровых работ и пакет документов, требования к которым также предлагается установить законом. В случае положительного решения правительства области органы МСУ смогут проводить кадастровую оценку самостоятельно.
Административное законодательство
За первые полгода 2014-го депутатам пришлось довольно часто вносить корректировки в региональное законодательство об административных правонарушениях: например, были изменены и дополнены статьи закона об административных правонарушениях, а действие отдельных положений – приостановлено.
Отметим, что по многочисленным обращениям жителей области ответственность за нарушение тишины ночью ужесточена. Изменения внесены в статью 6.12 закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» (№266 от 05.03.2014 года). Ночные нарушители тишины и покоя белгородцев могут быть оштрафованы на сумму от 3 000 до 5 000 рублей. Также расширен перечень объектов, на которых за шум и громкие звуки ночью устанавливается административная ответственность. К таким территориям добавляются дачные, огородные и садовые земельные участки с расположенными на них жилыми домами и (или) иными жилыми строениями.
«В Белгородскую областную Думу поступает много обращений от жителей, и мы отреагировали на те письма, которые нам присылают. Сейчас ведь наступило время совершенно других технических возможностей. Например, приезжает машина во двор, останавливается, а музыка продолжает работать, причём на всю громкость, и звук распространяется далеко. Народу совершенно не приходит в голову, что это может кому-то мешать. А всё бывает чаще во внеурочное время. Нам надо приучиться задавать вопросы самим себе, чтобы ответственность была выше и чтобы мы считались и с другими людьми, думали о других. Пусть это учитывают люди, которые хотят чрезмерно веселиться в неурочное время», – прокомментировал закон председатель комиссии областной Думы по Регламенту и депутатской этике Виталий Слободчук.
Эта же статья 6.12 «Нарушение покоя граждан и тишины в ночное время» закона области об административных правонарушениях была изменена ещё и в июне 2014 года. По предложению Управления МВД РФ по Белгородской области в список действий, которые в ночное время, то есть с 23.00 до 7.00, могут нарушить покой белгородцев, добавлено использование пиротехнических изделий.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В мае народные избранники актуализировали закон области о создании системы финансирования капремонта №277 от 06.06.2014 года). Список функций регионального оператора существенно расширен. Их теперь восемь. Кроме аккумулирования взносов собственников на капитальный ремонт многоквартирных домов, открытия на своё имя специальных счетов и выполнения функций технического заказчика работ, региональный оператор финансирует расходы на капремонт и взаимодействует с органами госвласти региона и органами МСУ по вопросам своевременного проведения ремонта. Он также осуществляет контроль целевого использования средств, оказывает консультационную, информационную, организационно-методическую помощь по вопросам организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов и формирует единое информационное пространство в Интернете для обеспечения прозрачности поступления взносов собственников.
«Думается, что над законом о капремонте нам в дальнейшем придётся работать ещё. Всё-таки закон очень живой, и он будет иметь большой резонанс. Я обращаюсь к своим коллегам: такие резонансные законы, по которым нам с вами придётся перед гражданами отвечать, нужно и читать, и вносить в них поправки, и переживать душой и телом», – считает председатель комитета облдумы по промышленности, строительству, транспорту и ЖКХ Леонид Новиков.
«Наша общая задача – и депутатов областной Думы, и депутатов муниципальных представительных органов – работать по разъяснению законодательства о капитальном ремонте. Наш областной закон о создании системы финансирования капремонта принят, его надо верно донести до людей и рассказать, как правильно его применять», – отметил первый вице-спикер регионального законодательного органа Александр Скляров.
Изменения областного законодательства в других сферах
На первом в 2014 году заседании облдумы депутаты внесли поправки в региональные законы «О государственной гражданской службе Белгородской области» и «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» (№267 от 05.03.2014 года). Законом были изменены квалификационные требования к стажу работы для поступления на государственную службу. Для специалистов ведущих должностей его предлагается сократить до шести месяцев. Ранее минимальный срок для поступления на госслужбу составлял не менее двух лет работы по специальности или не менее года государственной гражданской службы. Выпускники смогут воспользоваться этим преимуществом только в течение трёх лет со дня выдачи диплома с отличием. Аналогичные правила применяются теперь и для муниципальных служащих. «Мы даём перспективу, чтобы ребята, которые хорошо учатся, приходили работать к нам», – отметил председатель Белгородской областной Думы Иван Кулабухов.
Нововведения внесены также в региональный закон «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области». Так, например, снижена цена приобретения земельных участков для определённых категорий. Ранее выкупная цена сельхозугодий при их приобретении крестьянско-фермерскими хозяйствами и сельхозорганизациями в порядке оформления права бессрочного пользования была установлена в размере 20% от кадастровой стоимости земли. Теперь в соответствии с федеральным законодательством её максимальный порог снижен до 15% от кадастровой стоимости. Помимо этого, упрощается процедура продажи земельного участка, и сокращаются её строки.
В июне депутаты приняли изменения в закон области «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов». С 1 сентября 2014 года в Белгородской области появится четыре официальных источников опубликования региональных законов и нормативных актов. До этого времени их будет три: областная газета «Белгородские известия», «Сборник нормативных правовых актов Белгородской области» и специальный сайт «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru) вместо официального сайта Губернатора и Правительства области (www.belregion.ru). А с первого дня осени у региона появится возможность публиковать законы и иные правовые акты на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В марте этого года изменения претерпела процедура назначения Уполномоченного по правам человека в части срока исполнения его полномочий (закон области №269 от 27.03.2014 года). Согласно новой редакции закона омбудсмен в регионе работает один год, а не пять лет, как было ранее.