Сегодня областная Дума отмечает знаковую дату - 20 марта 1994 года состоялись выборы в областное Собрание народных представителей. На последующих сессиях Собрания утверждено новое, нынешнее наименование законодательного (представительного) органа государственной власти области – Белгородская областная Дума.
30 декабря 1993 года главой администрации Белгородской области было подписано «Положение о выборах депутатов в Белгородское областное Собрание народных представителей». Данным Положением был определён количественный состав Собрания – 21 депутат.
Однако 20 марта были избраны депутаты только по 16 одномандатным округам. 18 декабря 1994 года и 17 декабря 1995 года прошли повторные выборы в Собрание, в результате которых были избраны ещё пять депутатов. В итоге областной законодательный орган был сформирован в полном составе.
"Активность на выборах в Думу была достаточно высокая, как со стороны избирателей, так и со стороны кандидатов. Я прекрасно помню, что на том избирательном округе, где я баллотировался, нас было 7 кандидатов. Причём все они были узнаваемые, серьёзные люди, и борьба была очень непростой, - вспоминает председатель областной Думы первого созыва Юрий Селивёрстов. - Тогда по сути дела никаких ограничителей по участию в выборах, по использованию средств агитации практически не было. Это были совершенно свободные выборы, где свобода граничила со вседозволенностью. И вот в таких условиях была сформирована Дума первого созыва. Мы начали работу, приняли другое название, решили, что представительный орган региона должен называться, как и представительный орган Российской Федерации, и это название существует до сих пор".
«Первые выборы в Собрание народных представителей области проводились по положению, утверждённому постановлением главы администрации Белгородской области. Тогда это положение не носило многогранного характера, не содержало многих ограничительных норм, регулирующих каждый шаг кандидатов, действие политических партий, которые тогда бурно развивались, да и избирательный процесс был тогда попроще. Сегодня Избирательный кодекс носит многогранный и сложный характер и содержит очень много норм, обеспечивающих, прежде всего, гарантии избирательных прав граждан и гарантии деятельности кандидатов в депутаты, региональных отделений политических партий, СМИ. Появилось очень много и запретительных норм, ограничительных норм, которые также направлены на достижение этих целей. Да, избирательное законодательство стало сложнее, и избирательный процесс стал сложнее значительно, чем это было в первые выборы в 1993-1994 годах», – отмечает и председатель Избирательной комиссии области Николай Плетнёв.
Отметим, что возникновение органа законодательной власти явилось следствием реформирования всей политической системы России.
В это время страна переживала переходный период, противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ.
В соответствии с принятой в 1993 году Конституцией Российской Федерации было провозглашено чёткое разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную на всех уровнях государственной власти, как центральной, так и региональной.
22 октября 1993 г. был издан Указ Президента № 1723 “Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации” (Указом Президента РФ от 17 июня 2000 г. № 1110 настоящий Указ признан утратившим силу). В нем была обозначена необходимость проведения выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти краёв и областей в период с декабря 1993 года по март 1994 года.