Комитет Госдумы по вопросам собственности провёл парламентские слушания по теме «Законодательное обеспечение муниципально-частного партнёрства в Российской Федерации: проблемы, перспективы, предложения». Их участниками стали депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации ФС РФ, Общественной палаты РФ, представители Министерства экономического развития, Министерства регионального развития и Министерства финансов, Федеральной службы по тарифам, а также представители органов госвласти регионов страны, эксперты российских и зарубежных юридических и консалтинговых компаний. Белгородскую область на слушаниях представил заместитель председателя областной Думы Валерий Скруг.
Целью мероприятия стало публичное обсуждение направлений доработки законопроекта о ГЧП ко второму чтению. Отметим, что закон был принят в первом чтении в апреле нынешнего года, однако, вызвал немало нареканий как у депутатов, так и у представителей бизнес-сообщества.
«Этому закону придаётся сейчас большое значение, много людей из разных сфер участвовали в его обсуждении. Среди выступающих были как россияне, так и иностранцы, в частности, советник министра финансов Германии, он рассказал, как работает частное муниципальное партнёрство в Германии, какие есть достижения. А чемпионом в этом вопросе, безусловно, является Великобритания, где 90% социальных проектов проходит через частно-муниципальное партнёрство», – рассказал об участии в слушаниях заместитель председателя областной Думы Валерий Скруг.
ГЧП в мире активно применяется в постройке автомагистралей, большую долю занимают проекты в ЖКХ. Однако, в России практика подобных отношений не развита, проекты с участием частного капитала – пока редкость, а правовые основания для них только разрабатываются. Вместе с тем, на них есть спрос и у власти, и у инвесторов.
«Безусловно, это даст импульс для развития муниципальных образований, прежде всего, Белгорода, Старого Оскола, Губкина. Это вопрос строительства объектов образования – как дошкольного, особенно детских садов, так и новых специализированных школ, новых спортивных, культурных объектов. Думаю, что город очень заинтересован в этом.
Пока у нас есть только прототип отношений, которые предполагается законодательно закрепить на федеральном уровне. Это строительство крупными застройщиками микрорайонов, строительными компаниями частных детских садов, частных школ. Как раз и обсуждается узаконивание всех этих отношений, не так как сейчас – муниципалитет просто делит социальную нагрузку для строителей. А так, как это положено по закону», – отметил Валерий Скруг.
Новый закон призван учесть интересы как государства и муниципалитетов, которым нужны подобные инвестиции, так и бизнеса. «Если заинтересован муниципалитет в привлечении средств, то и инвестор должен иметь определённые гарантии, – подчеркнул депутат. Руководители Сбербанка, Внешторгбанка, например, говорили, что они смогут дать многие кредиты под отношения в рамках муниципально-частного партнерства, но там должны быть гарантии, в том числе и бюджетные, залоговая база. Эти кредитные механизмы должны быть прозрачными и взаимовыгодными, по - другому и инвестор не пойдёт, и муниципалитет не будет заинтересован».
При этом, как пояснил, Валерий Скруг большое внимание при обсуждении уделялось исключению возможной коррупционной составляющей при получении заказов: «Говорили как не допустить, чтобы компании, которые, скажем, близки к органам власти, не получили узаконенное преимущество, по какой прозрачной схеме должна работать система».
Отметим, что Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается ещё с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только в 2012 году. В марте 2013 правительство внесло в Госдуму законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации», который был принят в первом чтении. Второе чтение запланировано на осеннюю сессию. В случае принятия федерального закона потребуется и разработка нормативно-правовой базы на региональном уровне.