На официальном сайте Белгородской областной Думы завершилось голосование посетителей на тему переработки отходов. Результаты комментируют председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и ЖКХ Леонид Новиков и председатель комитета по безопасности, связям с общественными организациями и СМИ Елена Бондаренко.
«Я считаю, что это комплексная проблема, которая, соответственно, требует комплексного подхода. Проблема эта не нова, поэтому нужно смотреть на то, как она решается и во многом решена в остальном мире, – уверен Леонид Новиков. – Кстати, для многих стран отходы – это ещё большая проблема, чем для России, в силу ограниченности территорий для захоронения. К сожалению, в нашей стране ещё есть, куда отходы складывать. Но мы должны предпринимать меры, потому что это вопрос нашей сегодняшней жизни и для завтрашних поколений – что мы им оставляем?
Решение проблемы начинается с производства продукции. Нужно думать о том, что будет являться мусором, будет ли этот мусор дальше перерабатываться промышленным способом, будет ли упаковка являться отходом, как быстро она может самостоятельно превратиться разложиться.
Не секрет, что во многих странах жильцам домов выдаются мешки определённого цвета, отдельно для стекла, промышленных отходов, пищевых отходов и высокотоксичных веществ или продуктов, подлежащих своеобразной переработке или утилизации. Конечно же, это во многом помогает сортировать мусор. Есть ещё один фактор, который не вызывает вопросов у жителей большинства европейских стран, – в общественных местах тоже стоят урны, предназначенные для разного вида мусора, помеченные маркером или цветом. Наверняка те, кто бывал за границей, видели и контейнеры, которые служат для сортировки мусора.
Вопрос переработки отходов встаёт и перед промышленностью. Это огромный сектор, который нуждается в государственной поддержке. На мой взгляд, с помощью господдержки, с помощью структурирования переработки отходов можно добиться рентабельности этого бизнеса. Во многих странах тому есть весьма положительные примеры.
Дальше – сама свалка. Во многих странах это не просто место захоронения мусора, это вид индустрии. Промышленность уже давно перешла к тому, что предметы отходов складываются в определённом порядке, есть отличные компьютерные программы, которые позволяют это систематизировать. Проходят специализированные выставки, посвящённые этой тематике. К сожалению, мы очень мало в этом смысле копируем у зарубежных коллег. Нужно обязать, чтобы на каждом полигоне отходов были перерабатывающие предприятия для разных видов мусора.
Последний шаг – это установка предприятий по производству биогаза из отходов, за счёт которых вырабатывается тепло- и электроэнергия. Наша область уже идёт по пути внедрения этих технологий. Это так называется зелёная энергия, которая в тарифном плане должна отличаться от энергии, произведённой традиционным путём.
Мне кажется, что вышеперечисленное – это основные точки того подхода, который должен быть внедрён, законодательно оформлен по этой проблеме. К сожалению, специфика нашей страны, да и вообще людей в целом: нужен и кнут, и пряник. У нас есть ещё огромное количество граждан, которые считают, что могут себе позволить выбросить в том числе и промышленные отходы в местах, не предназначенных для этого. На мой взгляд, должна быть повышенная степень материальной ответственности за содеянное, поскольку некоторые промышленные отходы наносят невосполнимый урон природе, а планета у нас одна».
«Недавно была в Харькове и видела, на мой взгляд, очень действенную социальную рекламу: в прозрачном контейнере на улице лежат привычные всем пластиковые бутылки и надпись «Они будут лежать здесь 30 лет». Действительно, именно таков срок разложения полимерного материала, из которого они сделаны. А теперь представим себе десятки и сотни гектаров уникальных белгородских черноземов, потраченных на то, чтобы захоронить вот такой практически неразлагаемый пластик, стекло и прочее, – приводит пример Елена Бондаренко. – Вот и получается, что сбор и переработка мусора – проблема, которая лежит одновременно в области экологии, экономики и нравственности. Это ответ на вопрос: что мы оставим нашим детям?
Приятно, что, судя по результату опроса, жители Белгородской области это понимают. Обратите внимание, подавляющее большинство респондентов выбрали те меры решения проблемы, которые касаются нас самих. То есть люди не ждут каких-то мер государственного реагирования. Они понимают: всё зависит от нас. Потому и просят инфраструктуру для сбора. И стимулы для тех, кто этой инфраструктурой честно пользуется, а не мусорит вокруг.
При этом, как показал опрос, платить за утилизацию готовы очень и очень немногие. А почему? Бесплатного на свете ничего не бывает. Шины твоего автомобиля честно отслужили твоей семье. Кто и за чей счёт должен их утилизировать, сделать безопасными? Об этом мы не задумываемся. А зря.
Ну и совсем удивительны те 4 % респондентов, которые вообще не видят в этом проблемы. Специально для этой категории населения предлагаю организовать экскурсии на мусорные полигоны. Кто видел раз – тот не забудет. Очень поучительное зрелище. Кстати, такие экскурсии не помешают и всем нам вне зависимости от выбранных вариантов ответов».
Напомним, что проблема переработки и утилизации отходов обсуждалась на заседании круглого стола, проведённом комитетом по безопасности, связям с общественными организациями и СМИ Белгородской областной Думы.