В рамках международного форума, посвящённого малому и среднему бизнесу региона, в Белэкспоцентре состоялось заседание круглого стола, в котором приняли участие депутаты Белгородской областной Думы, представители департамента экономического развития региона, Фонда поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленной палаты и предпринимательского сообщества.
Начальник регионального управления по развитию потребительского рынка Владимир Зубов поблагодарил депутатский корпус за организацию мероприятия и подчеркнул, что, благодаря законодателям, в регионе принят целый ряд мер для стимулирования малого бизнеса: льготные цены на аренду, налоговые каникулы, дешёвые кредиты, субсидирование.
Однако, несмотря на все это, существует множество проблем, которые тормозят развитие малого бизнеса на территории региона. Именно их предложили обсудить предпринимателям вместе с представителями органов власти.
По словам заместителя председателя комитета облдумы по экономическому развитию, предпринимательству и инновационной деятельности Виктора Филатова, в настоящее время в сфере малого бизнеса занят каждый третий белгородцец. И именно поэтому важно услышать тех, кто испытывает трудности.
Сети расставлены
Многие участники круглого стола сошлись во мнении, что крупные торговые сети мешают развитию малого бизнеса.
Руководитель валуйской фирмы «Витязь» Александр Донченко отметил, что в его районе насчитывается сразу пять супермаркетов одной и той же федеральной сети, и эти магазины понемногу выживают торговые точки шаговой доступности.
Председатель региональной Торгово-промышленной палаты Валерий Скруг согласился с предпринимателями, отметив, что проблема с сетями, действительно, серьёзная.
«Ученые аналитики предположили, что сети лоббируют вопрос закрытия рынков, таким образом, вытесняют самое низшее звено предпринимателей. Кто торгует на рынке? Тот, кто не может арендовать площадь в торговом центре. Сети же работают со своими брендами, заказывая уже у производителя продукцию исключительно с собственным именем. Когда же сети вытесняют рынки и магазины шаговой доступности, они остаются с производителями один на один. И, таким образом, получают возможность давить на производителя», – отмечает В. Скруг.
«Мы ждём от власти регулирования, – говорят предприниматели. – Вот, к примеру, в каждом крупном гипермаркете – большинство работников наняты на Украине, мы же даем работу землякам».
Владимир Зубов отметил, что этот вопрос регулируется и антимонопольным ведомством, и федеральными органами власти. И если есть нарушения, то их можно устранить. По словам Зубова, в настоящее время одна из торговых сетей, открыв крупный гипермаркет в большом торговом комплексе, не имеет больше возможности начать торговлю в этом районе.
Укрыться в тени
Исполнительный директор Фонда поддержки малого предпринимательства Татьяна Шарова отметила, что сейчас в регионе работает 64,6 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства.
«Это очень значительное число», – говорит она, но тут же добавляет, что оно могло бы быть ещё больше, если бы не было тех барьеров, которые возвели на федеральном уровне.
«К нам в фонд поступает множество вопросов, и мне хотелось бы обратить внимание на самые распространённые из них, – говорит Шарова. – Увеличение страховых взносов явилось самой тяжёлой проблемой для бизнеса. И установленные льготы не смогли охватить весь сектор малого бизнеса, это очень серьёзно бьёт по предпринимательству. Бизнес уходит в тень, и не потому, что эти люди не патриоты, а потому, что они не выдерживают такой нагрузки».
Вторая проблема для малого предпринимательства региона, по словам Т. Шаровой, – это затратная процедура электронных торгов.
«Говорят, малый бизнес слабо участвует в электронных торгах. Почему? Он не знает, как это делать? Он неграмотен? Нет. Для того, чтобы подать заявку, нужно сначала перечислить 5% от суммы заказа, а потом – в случае победы – 30%. Где брать эти деньги? Выходит, что это могут быть только заёмные средства из банка. Помимо этого, за выполнение работ предпринимателям не платят аванс и порой даже задерживают плату за выполненные работы. Есть примеры, когда люди ждут деньги с прошлого года. И всем нам нужно подумать о том, чтобы маленькие предприятия поддерживать не только на старте».
Стремление к диалогу
Председатель комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления Юрий Селивёрстов, обращаясь к предпринимательскому сообществу, поднял вопрос, взволновавший всех участников круглого стола.
«Устойчивый диалог между предпринимательством и властью подаёт признаки неблагополучия, – отметил депутат. – Это показали результаты выборов в Государственную Думу, когда за партию власти, по данным опросов, проголосовали лишь 30% предпринимателей. Кроме того, совсем недавно журнал «Форбс» опубликовал рейтинг городов, благоприятных для бизнеса, и Белгород не попал даже в тридцатку, хотя в прошлом году занимал двадцатую позицию».
Юрий Селивёрстов сравнил диалог власти и бизнеса с разговором глухого с немым, причём в первой роли здесь выступает именно власть, а вторую – играет предпринимательство.
Из зала раздались реплики о том, что депутаты – персоны, не доступные обычному человеку, именно поэтому между властью и бизнес-сообществом столько непонимания.
И Юрий Селивёрстов, и Виктор Филатов это утверждение опровергли, сказав для примера об интерактивных разделах интернет-сайта областной Думы, который даёт возможность напрямую обратиться к любому представителю законодательного (представительного) органа, а также о приёмных депутата в каждом районе области.
«За полтора года ведения депутатских приёмов я получил лишь два вопроса от бизнес-сообщества», – отметил Виктор Филатов.
В результате и предприниматели, и представители власти решили чаще осуждать проблемные вопросы.