Слышим людей. Служим Белгородчине. Принимаем законы на благо земляков

О работе Белгородской областной Думы в 2008 году

Отчётный период был насыщен многими политическими, экономическими, социальными событиями, которые оказали своё влияние на жизнь области и, естественно, на работу областной Думы. Состоялись выборы Президента Российской Федерации, приступил к работе новый состав Государственной Думы, начали осуществляться намеченные планы долгосрочного развития страны.

     Несмотря на сложности, дальнейшее развитие получили экономика и социальная сфера области. По объёму выпускаемой продукции, жилищному строительству, продолжительности жизни область занимает лидирующие позиции в Центральном федеральном округе. Прочную основу для значительных изменений в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства заложила работа по реализации национальных проектов. Эти достижения – результат слаженной работы губернатора, правительства области и областной Думы, главным направлением в деятельности которой было принятие мер по созданию необходимой правовой базы для устойчивого развития производства и социальной сферы, повышение результативности законотворческой работы, укрепление её связи с жизнью, интересами и потребностями людей.

     За минувшее время проведено 10 заседаний Думы, 9 заседаний Совета Думы. На пленарных заседаниях рассмотрено более двухсот тридцати вопросов, принято 70 областных законов. За каждым документом – глубокий анализ и кропотливая работа депутатского корпуса. Продолжилась практика выездных заседаний Думы. Например, в Корочанском районе, депутаты получили возможность побывать на предприятиях, пообщаться с коллективами, обменяться мнениями о проблемах, которые им приходится решать.

     Из общего числа принятых законов 37, или более половины, были внесены губернатором Белгородской области; 24 – депутатами областной Думы; 6 – Советами депутатов муниципальных образований; 3 – Избирательной комиссией Белгородской области.

     Законы, принятые Думой в 2008 году, по отраслям законодательства распределяются следующим образом: 13 законов регулируют отношения в социальной сфере, 21 - вопросы государственного строительства и местного самоуправления, 20 – финансово-экономические, 7 – административных правонарушений и административной ответственности, 9 – иных сфер жизнедеятельности области.

     Много внимания уделялось работе над корректировкой ранее принятых областных законов, что связано, прежде всего, с изменениями в федеральном законодательстве. Таких законов было принято 49 (77 процентов).

     Как и в прежние годы, депутаты заслушали отчёт губернатора области о выполнении программ социально-экономического развития области и отчёт председателя областной Думы.

     В свете реализации социально-экономических задач был принят целый ряд законодательных актов области. Среди наиболее значимых законы: «Об областном бюджете на 2009 год», «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) на территории Белгородской области», «О внесении изменений в статьи 6 и 7 закона Белгородской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Белгородской области», «О внесении изменений в закон Белгородской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан», «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области» и другие.

     Впервые Думой принят такой важный закон как «Об Общественной палате Белгородской области», затрагивающий интересы всего населения и призванный обеспечить согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении наиболее важных вопросов жизни области, укрепления законности, защиты прав и свобод граждан.

     Подготовлены и направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации два проекта федеральных законов.

     Активно участвовала в разработке законодательных актов думская фракция «Единая Россия».

     Все принятые Думой нормативные правовые акты представляют важный блок законов, регулирующий различные аспекты государственного строительства, местного самоуправления и социальной сферы.

     Депутаты регулярно встречались с избирателями, встречи проходили не только в городах и районах, но и в отдалённых сельских поселениях, предприятиях и организациях. Анализ показывает, что на встречах избиратели поднимают не только личные вопросы, но и такие, которые являются общими для жизни и быта людей – работа коммунальных служб, автотранспорта, медицинское обслуживание, воспитание молодёжи и другие. С другой стороны, часто на встречах затрагиваются проблемы по причине незнания элементарного законодательства, в том числе и областного. Это свидетельствует и о том, что депутатам следует активнее участвовать в разъяснении тех законов, которые принимаются областной Думой.

     Продолжалась работа с наказами избирателей.

     Основным организующим рабочим звеном в структуре областной Думы являются депутатские комитеты. Именно они непосредственно занимаются законотворческой деятельностью, выполняют работу, охватывающую все сферы правового и социально-экономического регулирования.

     Вся деятельность комитетов строилась на основе текущих квартальных и перспективных планов, с учётом предложений депутатов, пожеланий избирателей. Как правило, на всех заседаниях присутствовали представители аппарата губернатора области. Руководители департаментов, управлений и отделов правительства, органов местного самоуправления.

     За истекший период проведено в общей сложности 53 заседания комитетов Думы, на которых рассмотрено 594 вопроса.

     В рамках реализации приоритетных национальных проектов комитетом по социальной политике были рассмотрены вопросы: о ходе реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», о решении жилищной проблемы молодых семей в области. Внесены необходимые изменения в областной бюджет и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования. Также внесены изменения в законы области: «Об упрощённой системе налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента»; «О транспортном налоге»; «О государственных гарантиях Белгородской области»; «О налоге на имущество организаций».

     В рамках реформы местного самоуправления, а также в связи с изменением федерального законодательства, комитет по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления рассмотрел и рекомендовал к принятию ряд законов о внесении изменений в областной закон «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области».

     За отчётный период комитетами было рассмотрено 75 проектов законов области, которые рекомендовались к принятию. Наиболее значимые из них: «О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей»; «Об арендных домах на территории Белгородской области»;

     «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Белгородской области»; «О внесении изменения в статью 1 закона Белгородской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства»; «О внесении изменений в закон Белгородской области «О цене земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

     В связи с изменениями федерального законодательства комитеты дважды рассматривали и рекомендовали областной Думе внести изменения в Устав Белгородской области, а также в Регламент Белгородской областной Думы.

     Комитетами было рассмотрено 95 федеральных законопроектов, 162 обращения к федеральным органам власти, поступивших из субъектов Российской Федерации. Все комитеты рассмотрели и рекомендовали к одобрению Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

     По инициативе комитетов принято 13 обращений Думы к федеральным органам государственной власти.

     Депутаты комитета по развитию хозяйственного комплекса области и малому предпринимательству выступили инициаторами обращений:

     - об ускорении рассмотрения проектов федеральных законов, направленных на поддержку малого предпринимательства (один из названных в обращении законопроектов принят Государственной Думой);

     - о выделении из федерального бюджета дополнительных средств на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания;

     - по вопросу, связанному с ситуацией на отдельных предприятиях Федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром».

     Комитетом по социальной политике рассмотрены и рекомендованы к принятию обращения:

     - по вопросам улучшения материального положения граждан до 1945 года рождения включительно (дети войны);

     - обеспечения жильём вынужденных переселенцев;

     - увеличения минимальной базовой ставки (оклада) отдельных категорий работников филиалов Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

     Кроме того, комитетом по социальной политике рассмотрено и рекомендовано областной Думе к принятию обращение к жителям Белгородской области о софинансировании государством добровольных пенсионных накоплений граждан в рамках Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

     Члены комитета по безопасности и правопорядку выступили инициаторами обращений областной Думы по вопросу установления дополнительных обязательных требований к лицам, управляющим мопедами и иными транспортными средствами с аналогичными характеристиками и вопросу о регулировании деятельности по профилактике наркомании и предупреждении правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

     В Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов: «О внесении изменений в статьи 287 и 289 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Совершенствовалась практика работы комитетов по организации контроля за исполнением областных и федеральных законов. Так, регулярно рассматриваются контрольные вопросы на заседаниях комитета по социальной политике. За истекший период депутатами комитета обсуждено 11 таких вопросов: «О выполнении действующего законодательства в части обеспечения занятости инвалидов в Белгородской области»; «О реализации действующего законодательства в части обеспечения льготной категории граждан Белгородской области санаторно-курортным лечением»; «Об организации и ходе летнего отдыха учащихся общеобразовательных школ Белгородской области»; «О социальном обслуживании граждан в Белгородской области»; «О выполнении федерального законодательства в части пенсионного обеспечения граждан в Белгородской области»; «О выполнении закона Белгородской области «О социальном партнёрстве в Белгородской области».

     Депутатами комитета по развитию хозяйственного комплекса области и малому предпринимательству рассмотрен вопрос об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.

     В целях контроля за установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию комитетами по бюджету, финансам и налоговой политике и по развитию хозяйственного комплекса области и малому предпринимательству была совместно рассмотрена информация об обоснованности повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2008 году.

     За отчётный период комитеты рассматривали и иные вопросы, относящиеся к ведению областной Думы в соответствии с областным законодательством. К примеру, комитет по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления рассмотрел вопрос о назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей в Белгородской области. В соответствии с областным законом «О мировых судьях Белгородской области» комитет по безопасности и правопорядку предварительно изучал личные дела кандидатов на должности мировых судей и рекомендовал их областной Думе к назначению. Всего было рекомендовано к назначению 29 мировых судей.

     В апреле 2008 года была образована комиссия областной Думы по реализации национального проекта в сфере агропромышленного комплекса. Комиссия призвана решать вопросы обеспечения реализации приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса, создания условий для обеспечения всестороннего развития сельского хозяйства области, предпосылок для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, их государственной поддержки, содействия развитию малых форм хозяйствования, экономическому развитию села, а также иные вопросы развития АПК. Комиссия обсудила 19 вопросов, затрагивающих различные аспекты развития агропромышленного комплекса. Рассмотрены также 3 федеральных законопроекта и 13 различных обращений. В частности, о ценовой политике в аграрном секторе экономики, ценах на горюче-смазочные материалы, государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, продовольственной безопасности страны и другие.

     Комиссия строит свою работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.

     К сожалению, комитетами не используются в полной мере такие оправдавшие себя формы работы, как депутатские слушания, «круглые столы», депутатские запросы, конференции, опросы и другие, что снижает возможности изучения и учета общественного мнения по разрабатываемым нормативным правовым актам.

     Для повышения эффективности работы комитетов необходимо добиваться своевременного и качественного внесения законопроектов субъектами права законодательной инициативы в областную Думу.

     Главное призвание депутата – это, прежде всего, участие в законотворческой работе. Поэтому обращаю внимание на тот факт, когда некоторые депутаты не всегда посещают заседания комитетов, да и заседания Думы.

     Государственный финансовый контроль, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществлялся Контрольно-счётной палатой Белгородской области.

     За прошедший год Палатой были выявлены нарушения в расходовании бюджетных средств на общую сумму 158668,9 тыс. рублей, в том числе средств областного бюджета на сумму 6889,1 тыс. рублей. Основная сумма нарушений приходится на Старооскольский городской округ – 135136,9 тыс. рублей, или 85,2 процента. Материалы проверки по Старооскольскому округу переданы в прокуратуру Белгородской области.

     Основные виды нарушений – оплата за некачественно произведенный текущий ремонт подъездов, непоступление арендной платы, затраты на строительство объектов, в которых не было надобности, затраты на непредусмотренные цели и т.д.

     По результатам контрольных мероприятий в адрес учреждений и органов власти палата направила 16 представлений для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, что способствовало возмещению всех средств в сумме 26971,8 тыс. рублей, в том числе средств областного бюджета 2219,2 тыс. рублей. В ходе контрольных мероприятий принимались меры для устранения вскрытых нарушений, оказывалась необходимая помощь.

     Палате, как постоянному органу государственного финансового контроля, вместе с депутатами Думы, органами исполнительной власти и местного самоуправления, контрольно-счетными органами муниципальных образований нужно теснее объединять свои усилия в деле создания современной и эффективной системы государственного контроля.

     В отчетном периоде продолжала совершенствоваться работа по организационному, информационному и правовому обеспечению деятельности Думы. Структурные подразделения её аппарата, четко взаимодействуя между собой, оперативно оказывали необходимую помощь депутатскому корпусу в подготовке и проведении пленарных заседаний, Совета Думы, комитетов и комиссий, совещаний, других мероприятий.

     Велась систематизация федеральных и областных законов, отслеживались все стадии прохождения проектов законов. Ежеквартально для депутатов готовились информации о внесённых, рассмотренных и принятых законах области, о состоянии законодательства в других субъектах Федерации. Готовились также различные аналитические материалы, статистические справки о реализации национальных проектов, социально-экономическом развитии областей, входящих в Центральный Федеральный округ.

     Полнее стали применяться современные информационные технологии, средства вычислительной и организационной техники. Был обновлён и существенно расширен сайт областной Думы в сети Интернет, на котором представлены все документы, статистическая информация о деятельности областной Думы, информация о рассмотрении проектов законов Белгородской области. Создана система видеотрансляций заседаний областной Думы для журналистов и пользователей компьютерной сети.

     Улучшились условия для работы депутатов и аппарата Думы.

     Как и прежде, работники аппарата Думы оказывали различную информационно-методическую, консультативную и правовую помощь представительным органам местного самоуправления.

     За отчетный период в областную Думу поступило 6196 служебных документов. Наиболее многочисленные из них: указы и распоряжения

     Президента Российской Федерации – 6,2 %, проекты федеральных законов – 15,0 %, постановления и распоряжения губернатора области – 16,0 %, постановления и распоряжения правительства области – 13,1 %, законодательные инициативы и обращения органов власти субъектов Российской Федерации – 12,2 %, отзывы органов власти субъектов Российской Федерации на законодательные инициативы Белгородской областной Думы – 5,6 %.

     В соответствии с поручениями руководства Думы 2237 документов (36,1 % от общего количества), были направлены на исполнение в комитеты Думы и структурные подразделения аппарата. 470 документов стали предметом рассмотрения на заседаниях областной Думы и Совета Думы.

     В областную Думу поступило 216 обращений граждан. Среди обратившихся в Думу 16,7 % составляют пенсионеры, 13,9 % - инвалиды, 4,2 % - ветераны войны. Значительную часть обращений составляют просьбы об оказании помощи в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с вопросами начисления пенсий, предоставления льгот, несоблюдения работодателями трудового законодательства, тарификации и качества оказания услуг ЖКХ, нарушения прав собственности (36,6 %).

     Затрагиваются также вопросы улучшения жилищно-бытовых условий – 23,1 %, выделения денежных средств и оказания материальной помощи -

     9,3 %, практики применения и исполнения законов области – 9,3 %, внесения изменений и дополнений в действующую законодательную базу – 6,0 %.

     Поднимаемые в обращениях проблемы, находили отражение в законодательных инициативах областной Думы, обращениях депутатов к руководителям федеральных и местных органов власти.

     Добиваться широкой и разнообразной по форме гласности своей работы - одна из задач депутатов. Это и одно из важных условий повышения результативности, качества и эффективности деятельности Думы и её структурных подразделений.

     Надёжным помощником в осуществлении постоянного информирования населения о законодательном (представительном) органе государственной власти области являются средства массовой информации – печатные и электронные. С ними у Думы сложилось деловое творческое сотрудничество, чему во многом способствовал и проведённый совместно с областной организацией Союза журналистов России областной творческий конкурс средств массовой информации на лучшее освещение темы «Власть представительная». При Думе было аккредитовано 60 журналистов, которые принимали участие во всех заседаниях Думы, комитетов, проводимых других мероприятиях. Для средств массовой информации готовились материалы о работе Думы, издано 16 сборников нормативных правовых актов Белгородской области.

     Положительно зарекомендовал себя созданный по решению Совета Думы совместно с областной телерадиокомпанией «Мир Белогорья» постоянно действующий «круглый стол» «Депутат размышляет, действует». Состоялось пять заседаний «круглого стола», на которых обсуждались различные направления депутатской деятельности. В заседаниях участвовала почти половина состава депутатов. Большую заинтересованность к работе «круглого стола» проявляют депутаты Скляров А.И., Герасименко В.Я., Демченко С.А., Никитенко А.И., Незнамов Н.В. и другие. Часто выступают в газетах, передачах телевидения и радио о депутатской работе Селивёрстов Ю.И., Кочанов В.И., Селиванов Ю.А., Угаров А.А.

     В то же время, о чём свидетельствуют и поступающие в Думу письма, не все депутаты в полной мере используют большие возможности средств массовой информации в своей работе, информировании избирателей о деятельности Думы, разъяснении важности и сути принимаемых областных законов, некоторые из них редко встречаются с журналистами. Ссылаясь на всякого рода объективные причины, отдельные депутаты отказываются участвовать в заседаниях «круглого стола». Так, в работе «круглого стола» по важной теме «Вопросы занятости населения и пути их решения в свете трудового законодательства» из 16 приглашённых депутатов участвовали лишь четверо – Скляров А.И., Демченко С.А., Никитенко А.И. и Попков А.Т. В мае прошлого года «круглый стол» представляли телезрителям два депутата и телеведущий.

     Следует и впредь настойчиво совершенствовать формы информирования всех категорий и групп населения как о работе Думы в целом, так и конкретно о работе комитетов, депутатов, о том, что делается ими в решении комплексных текущих и перспективных программ развития экономики и социальной сферы области. Это особенно важно сейчас, в условиях, когда страна переживает временные экономические и финансовые трудности.

     В последнем отчете губернатора Е.С.Савченко на заседании областной Думы дан всесторонний анализ социально-экономического развития области, определены основные направления и конкретные задачи на предстоящий период, изложена наступательная позиция правительства области в условиях экономического и финансового кризиса.

     Областной Думе необходимо и впредь в тесной координации с губернатором, правительством области настойчиво укреплять правовую основу развития всех отраслей экономики Белгородчины. При этом в поле особого внимания депутатов должна быть социальная сфера. «Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики, - отметил в своём Послании Президент Российской Федерации Д.А. Медведев Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года. - Будут нашей главной заботой. Будут целью развития нашего общества». В это непростое время задача каждого депутата держать на личном контроле ситуацию на местах, вникать в детали, стараться помочь людям пройти через нынешний кризис с минимальным ущербом.

Ссылки по теме

Из Смоленской и Владимирской областей доставлена новая партия гуманитарного груза
8 октября 2024

Из Смоленской и Владимирской областей доставлена новая партия гуманитарного груза

Председатель областной Думы Юрий Клепиков поздравил учителей с их профессиональным праздником
5 октября 2024

Председатель областной Думы Юрий Клепиков поздравил учителей с их профессиональным праздником

Депутаты регионального парламента поделились итогами приёмов граждан за сентябрь
3 октября 2024

Депутаты регионального парламента поделились итогами приёмов граждан за сентябрь

В Белгородскую область прибыли четыре фуры гуманитарного груза из Вологды
3 октября 2024

В Белгородскую область прибыли четыре фуры гуманитарного груза из Вологды

Показать ещё