Белгородская областная Дума — Думская рабочая группа изучит возможность предоставления дополнительных мер защиты детям-сиротам и многодетным семьям

Думская рабочая группа изучит возможность предоставления дополнительных мер защиты детям-сиротам и многодетным семьям

9 апреля 2021

Думская рабочая группа по вопросу предоставления дополнительных мер социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также многодетных семей создана при комитете по социальной политике. В её состав вошли председатель социального комитета облдумы Иван Бойченко, член комитета Светлана Шляхова, вице-спикер Думы Елена Бондаренко, руководитель аппарата заксобрания Оксана Владимирова, детский омбудсмен Галина Пятых, представители регионального управления социальной защиты, департаментов имущественных и земельных отношений, строительства и транспорта.

На первом заседании рабочей группы рассмотрены вопросы, инициатором которых выступила Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.

Первый вопрос касается возможности введения дополнительной меры поддержки детей-сирот – сертификатов на приобретение жилья. Галина Пятых в своём обращении в Думу ссылается на опыт Приморского края, где сиротам, достигшим 25 лет, такие сертификаты предоставляются. «Суть жилищного сертификата заключается в возможности самостоятельно выбрать и приобрести жилое помещение не только лицам старше 25 лет, но и семьям, в состав которых входят лица из числа детей-сирот, а также молодым людям, изъявляющим желание проживать не по месту выявления. Кроме того, к сертификату могут быть добавлены личные денежные средства, средства материнского капитала, что позволит приобрести жильё большей площади», – обозначено в её официальном письме на имя спикера заксобрания.

Ввести новую меру предлагается, изменив региональный закон об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот.

Сейчас, согласно нормам закона, жилые помещения детям-сиротам предоставляются по норме 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору специализированных жилых помещений. По условиям договора в течение 5 лет дети-сироты не смогут совершить никакие операции с предоставленным им жильём, продать их или сдать в аренду. Эта мера призвана законодательно оградить сирот от мошенников, посягающих на их имущество. Ведь нередко не адаптированные к самостоятельной жизни дети-сироты становятся жертвами «охотников за квартирами».

По окончании срока действия специализированного договора оформляется стандартный договор социального найма, позволяющий в дальнейшем приватизировать жильё и свободно им распоряжаться.

Проблемы с социализацией могут стать препятствием и для введения меры поддержки детей-сирот с помощью сертификатов. Юристы также обращают внимание на то, что станет вопрос – где проживать сироте до момента получения сертификата, который предлагается выдавать только после 23 лет. Не до конца ясен и механизм выделения долевой собственности в случае приобретения жилья с помощью сертификата и средств маткапитала, а также для сирот, состоящих в браке.

При этом специалисты соцзащиты отмечают, что ситуация с обеспечением жильём детей-сирот в Белгородской области одна из самых благоприятных в стране.

По их информации, на 1 марта 2021 года в списке детей-сирот, которых необходимо обеспечить жильём, – 284 человека от 18 лет, из них 66 человек – старше 23-х лет. В 2021 году по плану жильё получат 355 детей-сирот. «К концу  2022 года в Белгородской области будет полностью ликвидирована задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», – говорится в информации, предоставленной в Думу управлением социальной защиты. Также в ней отмечается, что меры поддержки с помощью сертификата введены в субъектах, где положение дел с жильём для сирот намного хуже: так, в Приморском крае численность нуждающихся данной категории составляет 2-2,5 тысячи человек.

При этом участники рабочей группы согласились, что сертификат может реально помочь улучшить положение детей-сирот при соблюдении ряда условий. Среди негативных последствий его введения были названы возможность незаконного обналичивания средств сертификатов и мошенничество в отношении детей-сирот. Также необходим механизм исключения сделок купли-продажи помещений, обременённых правом третьих лиц.

Чтобы минимизировать риски, вопрос предложено дополнительно проработать. Дополнительная информация по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот запрошена от департамента социальной защиты населения и труда, а также департамента строительства и транспорта.

В дополнительном изучении нуждается и второй, поднятый на заседании Галиной Пятых. Она предлагает исключить из требований к предоставлению бесплатных земельных участков для многодетных семей критерий нуждаемости. Согласно действующему закону сейчас помимо критериев обязательного гражданства РФ у всех членов семьи и постоянного проживания в стране,   в нормативный акт включён пункт о том, что семья должна состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным жилищным законодательством.

Чтобы рассчитать последствия отмены избыточного, по мнению детского омбудсмена пункта, рабочей группой запрошена дополнительная информация по вопросу.

Также на заседании отмечалось, что в области существует альтернативная система предоставления участков для многодетных – через Белгородскую ипотечную корпорацию. И те семьи, которые не соответствуют требованиям закона о выделении участков многодетным, смогут получить землю бесплатно через БИК.


Связанная фотогалерея:

Ссылки по теме:







Популярное