Сегодня изменения в региональные законы о налоге на имущество организаций и налоге на прибыль организаций обсуждались на 38 заседании областной Думы. Ранее эти вопросы были рассмотрены на заседании комитетов областной Думы.
Как пояснил заместитель начальника департамента финансов и бюджетной политики Александр Чернявский, в соответствии с областным законодательством проводится ежегодная оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых на региональном уровне: «В результате оценки эффективности налоговых льгот за 2013 год установлено, что два вида льгот по налогу на имущество организаций не выполняют свои функции», – подчеркнул он.
Так, перестала быть экономически обоснованной льгота для жилищных накопительных кооперативов в отношении жилых помещений, приобретённых или построенных за счёт паевых взносов. Это связано с тем, что применявшие её организации (ЖБК-1) с 2012 года перешли с общей системы налогообложения на упрощённую и больше не являются плательщиками налога на имущество. Также предлагается упразднить преференцию и для религиозных объединений, так как она предоставляется как на региональном, так и на федеральном уровне. «На практике религиозные объединения пользуются федеральной льготой, а региональная остаётся невостребованной», – сообщил Александр Чернявский.
Он предложил принять закон об отмене льгот в первом чтении, и депутаты поддержали это решение.
Также на заседании сообщалось, что в ходе инвентаризации льгот было установлено, что в течение последних лет была невостребованной льгота по доходам, полученным от реализации на территории Белгородской области программы «Совершеннолетие». Её также было предложено упразднить.
Сегодня в первом чтении был принят и законопроект об отмене льготы по налогу на прибыль для цементных заводов. Преференция была предоставлена им в 2012 году для стимулирования производства и роста налоговых платежей. Применение льготы позволило получить в 2012 году положительный экономический эффект в виде роста всех производственных показателей, а также в сравнении с 2011 годом увеличить поступление налогов.
Однако, как пояснил представитель департамента финансов, в 2013 году по сравнению с 2012 годом цементные заводы снизили практически все экономические показатели, участвующие в расчёте эффективности льготы. Ухудшилось и их финансовое положение, наблюдается динамика понижения уровня налоговых платежей за счёт сокращения налога на прибыль. Таким образом, согласно действующей методике налоговая льгота была признана неэффективной.
«Если в 2012 году налога на прибыль было уплачено 626 млн рублей, то в 2013 году – 366 млн рублей, т.е. на 260 млн рублей меньше. В 2014 году по оценке холдинга «Евроцемент групп» платежи налога на прибыль составят 202 млн рублей, т.е. почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году и в 3 раза меньше, чем в 2012 году. Такая динамика свидетельствует о том, что льгота по налогу на прибыль для цементных заводов области утратила свою актуальность», – подчеркнули инициаторы закона.
Вместе с тем, обсуждая проект закона, депутаты подняли проблему ухода от платежей и сокращения налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов в целом.
«Проблема выходит за рамки только налога на прибыль, это проблема участия предприятий в целом в экономике области. Мы должны понимать, что налоговое законодательство обязывает всех платить налоги. А вот где их платить – вопрос»», – отметил начальник департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик.
«Это проблема многих регионов – где платятся налоги», – поддержал эту точку зрения и заместитель председателя облдумы Валерий Скруг. Он предложил коллегам рассмотреть вопрос инициативы о законодательном регулировании вопроса, связанного с расчётами предприятий через невыгодные для регионов схемы, например, консолидированные группы налогоплательщиков.