Статья председателя областной Думы А. Зеликова «Не упустить исторический шанс» (газета «Сельская жизнь» 14-20 июня 2007 г. №42)

17 Июля 2007

  Ключевым вопросом государственной политики было и остается существенное повышение качества жизни граждан России. В одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин подчеркнул: «Нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и потому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам».

     Качество жизни людей и социальное самочувствие общества прямо зависит от реализации всех приоритетных национальных проектов, в том числе и в такой, прямо можно сказать, «больной» отрасли, как сельское хозяйство. Сразу отмечу, нам существенно облегчает решение сложной задачи то обстоятельство, что в предложенные главой государства проекты хорошо вписались положения областной Программы улучшения качества жизни населения области, выполнением которой мы занимаемся уже пятый год.

     Положительную роль сыграли принятые в Белгородской области законы о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; о цене земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения; о развитии системы ипотечного жилищного кредитования и другие.

     Была таким образом заранее создана соответствующая комплексная база, а после принятия на государственном уровне решений, с учетом национальных проектов, в нашу программу были внесены соответствующие коррективы.

     Можно с полным основанием сказать, что в нашей области основные позиции национального приоритетного проекта в агропромышленном комплексе успешно выполняются. В марте этого года на заседании областной Думы в соответствии с Уставом области депутаты заслушали отчет губернатора области Е.С.Савченко о выполнении программ социально-экономического развития региона за 2006 год. Было отмечено, что для Белгородской области характерно устойчивое продвижение по пути социально-экономического прогресса, она стабильно входит в десятку наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Это хорошо просматривается и на примере развития агропромышленного комплекса. В минувшем году экономический потенциал области в физических объёмах в сельском хозяйстве вырос на 10 процентов. Более 60 процентов предприятий АПК закончили год с прибылью.

     Выполнены все контрольные цифры по реализации четырех направлений национального проекта. Введены в строй новые крупные объекты, такие как ОАО "Краснояружский свинокомплекс", хлебокомбинат "Золотой колос" и многие другие. Увеличены мощности птицеводческих комплексов. Новые производственные мощности производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию с применением эффективных и экологически чистых технологий. Это одно из необходимых условий здоровой конкуренции и основание для доверия инвесторов к проводимой нами социально-экономической политике.

      Улучшаются жилищные условия на селе, что позволяет привлекать в сельское хозяйство квалифицированные кадры, закреплять молодых специалистов. Они могут получать субсидию в размере от 70 до 100 процентов от стоимости жилья вне зависимости от уровня среднемесячного дохода. Данная мера осуществляется в рамках действующей с 2003 года федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» на условиях софинансирования.

     Избранная нами в агропромышленном комплексе стратегия на развитие в первую очередь животноводства, совпадает с главным направлением приоритетной федеральной программы. Четыре года назад была сделана ставка на производство мяса. Важно отметить, что период с 2005 года по 2010 год для АПК Белгородской области - наиболее интенсивный, так как в это время предстоит увеличивать производственные мощности. А в последующие 15 лет - до 2025 года согласно нашей стратегии развития сельского хозяйства главное внимание будет уделено совершенствованию технологий, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции.

     В птицеводстве области в настоящее время созданы мощности по производству мяса птицы на 275 тысяч тонн мяса в год в живом весе. В следующем году завершается программа производства свинины. Созданы мощности для производства 160 тысяч тонн в год – в два раза больше, чем было произведено в 1990 году. Особое внимание уделяется развитию молочного животноводства. В 2006 году утверждена программа производства товарного молока, закреплен показатель его производства к 2010 году сельскохозяйственными предприятиями и населением области в объеме 500 тысяч тонн.

     Справедливо говорится, что национальные проекты дали нам, можно сказать, исторический шанс в развитии села. Понимая это, считаем своим долгом максимально использовать и возможности, предоставляемые нам в решении такой актуальной проблемы как развитие малого предпринимательства на селе, расширение профиля личных подсобных хозяйств в производстве с помощью привлечения кредитных ресурсов. Поставлена задача: в течение ближайших трех лет разработать и реализовать системный проект по развитию предпринимательства на селе. Это, конечно, не значит, что до национального проекта в сельской местности области малое предпринимательство не развивалось. У нас сейчас 250 тысяч крестьянских подворий, в которых трудятся десятки тысяч человек. Уже сегодня их владельцам еженедельно выдается 150-200 кредитов. По объему стоимости продукции, производимой в личных подворьях, в ближайшие три года планируется выйти на уровень 10 млрд. рублей в год.

     Важнейшей задачей становится комплексное развитие села. Анализ показывает, что село наше стареет. Поэтому обеспечение производства квалифицированными кадрами становится сегодня важнейшей задачей. Наши сёла по комфортабельности проживания не должны отличаться от городов. Как отмечалось на заседании областной Думы, в так называемый «сельский кластер» должны входить непременно развлекательный комплекс (с танцевальными и кинозалами, библиотекой), школа, помещения для врача общей практики… В области поставлена задача в ближайшее время провести паспортизацию каждого населенного пункта в плане социально-экономического развития, разрабатывается стратегия развития в целом муниципальных районов. В процессе этой работы осуществляется анкетирование хозяйствующих субъектов, бизнес-структур, общественных объединений, опрос граждан, детально анализируется социально-экономическая ситуация, выявляются проблемы, требующие решения в перспективе.

     Да, в реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК» делается немало. Но есть, к сожалению, проблемы от нас не зависящие. Одна из них - диспаритет цен на промышленные товары и сельскохозяйственное сырье.

     В конце прошлого года Федеральное Собрание приняло долгожданный для крестьян закон «О развитии сельского хозяйства». Однако возлагаемые на него большие надежды не оправдались. Из закона исчезли сформулированные в проекте принципы поддержки уровня доходности в случаях резкого нарушения межотраслевых ценовых пропорций. Они давали право крестьянам на законном основании требовать от государства погектарных компенсаций в случае резкого подорожания энергоносителей, удобрений, электроэнергии. В условиях жесткого диспаритета цен государственная компенсация могла бы способствовать оздоровлению финансово-экономической ситуации в агропромышленном комплексе, гарантировать крестьянам стабильность доходов от сельскохозяйственного производства.

     Упомянутый закон содержит понятие о том, кто может рассчитывать на статус сельхозтоваропроизводителя. Сам по себе это положительный момент. До настоящего времени на этот счет в разных нормативных актах давались различные толкования, что вызывало справедливые нарекания сельхозпроизводителей.

     Однако в трактовке закона таковым может считаться организация или индивидуальный предприниматель, у которых в общем доходе от реализации товаров и услуг доля продукции сельского хозяйства, в том числе и произведенной ими из сельскохозяйственного сырья, составляет не менее 70%. Это очень жесткая норма. Кстати, областной закон о поддержке сельскохозяйственного производства и предприятий агропромышленного комплекса определял этот уровень в 50%. У нас много хозяйств, занимающихся производством сахарной свеклы, из-за нестабильности цен в период уборки предпочитают перерабатывать её на давальческих условиях на сахарных заводах и реализовывать уже конечный продукт-сахар. В этой ситуации многие из них могут потерять статус сельхозтоваропроизводителя, а, следовательно, и все льготы, которые он дает.

     Сельским труженикам серьезно мешает в сбыте сельхозсырья внушительный импорт продукции. Нам непонятно, почему рост импорта существенно опережает рост собственного производства. Кстати, проверки, проведенные в области, свидетельствуют, что привозимые в область продукты в 5-10 раз чаще бывают хуже, чем свои чем белгородские.

     Для успешной реализации национального проекта нужна соответствующая законодательная база, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Необходимы новые законы, потребуются уточнения и изменения в ныне действующее законодательство. В ближайшее время областной Думой будут рассмотрены законы: «О предельных максимальных ценах (тарифах) работ по проведению территориального землеустройства»; «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области»; «О защите среды обитания человека в Белгородской области» и другие.

     Хочу подчеркнуть, что уже первые итоги реализации национальных проектов убеждают людей в осуществимости планов повышения уровня жизни на селе, развития социальной сферы. Курс на увеличение адресных финансовых вложений в тружеников села может стать решающим фактором повышения качества жизни населения.


Связанная фотогалерея:


Популярное