Отчет губернатора Белгородской области Е.С. Савченко по итогам социально-экономического развития Белгородской области за 2008 год

27 Января 2009

 Уважаемые депутаты, участники заседания, жители Белгородчины!

     Отчитываясь перед вами по итогам социально-экономического развития области за прошлый год, хочу без всякой натяжки сказать: 2008 год для Белгородчины был успешным. Даже глобальный кризис, добравшийся и до нас, не мог свернуть нас с созидательного пути, по которому область идет уже более 10 лет.

     Общие итоги характеризуются следующими цифрами.

     Население области увеличилось на 6 тысяч человек и достигло 1525 тысяч. Рождаемость выросла на 7,2 процента. Стали больше рождаться вторые и третьи дети в семье. Смертность осталась на прежнем уровне. Продолжительность жизни на Белгородчине самая высокая в Центральном Федеральном округе. Реальные доходы населения за прошлый год увеличились на 17,8 процента, зарплата - на 14,1 процента.

     Существенно, в опережающем режиме, выросла номинальная зарплата в бюджетной сфере, в том числе в образовании - на 45 процентов, здравоохранении - на 34 процента, в культуре - на 36 процентов. Так, за ноябрь-декабрь зарплата учителей практически сравнялась со средней в экономике области. Задачи по модернизации образования, намеченные Правительством области на 2008 год, практически выполнены.

     Устойчиво в целом развивалась социальная сфера. Построены или капитально отремонтированы сотни объектов: школы, дворцы и дома культуры, клубы, спортивные комплексы, больницы, офисы семейных врачей, обустроено 452 кладбища, заложено 158 парков, освящено 22 новых и 4 отреконструированных храма. Приобретено уникальное оборудование по лечению раковых и сердечно-сосудистых заболеваний на сумму почти 1 млрд. рублей. Всего на объектах социальной сферы освоено 6,4 миллиарда руб. капитальных вложений - значительно больше, чем планировалось. Одновременно продолжалось благоустройство сел и городов, где освоено 2,6 млрд. рублей. А в дорожном строительстве - более 9,1 млрд. рублей. Это исторический максимум.

     Введены такие важные дороги, как Старый Оскол - Губкин, Северо-Восточный обход г. Белгорода. За прошлый год построено 1 млн. 112 тыс. кв. м. жилья. Это тоже рекорд. Впервые 5322 семьи справили новоселье в собственных домах, а 6740 индивидуальных застройщиков получили земельные участки для строительства собственных домов. Это - тоже максимальный показатель.

     Общий объем инвестиций за прошлый год превысил 88 млрд. рублей, что выше на 9,2 процента уровня 2007 года. Введены десятки новых промышленных объектов. Среди них цех ГБЖ-2 на Лебединском ГОКе, новые мощности на ОЭМК, завод мощностью 23 тыс. тонн в год алюминиевого профиля компании "Алтэк" в городе Старый Оскол, завод ячеистых блоков "Аэробел" в Белгороде, овощной комбинат и Большетроицкий горно-обогатительный комбинат - в городе Шебекино. 40 процентов от общего объёма всех инвестиций освоены в сельском хозяйстве, где сданы в эксплуатацию мощности по производству 152 тыс. тонн мяса и 50 тыс. тонн молока.

     Итоги уходящего года свидетельствуют об устойчивом росте экономики области. Рост промышленного производства за прошлый год составил 10,5 процента, это выше на 3,4 процента, чем планировалось. Здесь тоже не обошлось без рекордов. Так, коллектив ОЭМК впервые произвел 3 млн. тонн стали, перекрыв проектные мощности в 2 раза.

     Напряженно работали и получили замечательный результат в прошлом году труженики АПК. Здесь сразу несколько рекордов. Самый большой за всю историю области урожай зерна: при урожайности более 40 центнеров с гектара, получено 3,3 млн. тонн. Самый большой объем произведенного мяса - 726 тыс. тонн (прирост почти 200 тысяч тонн в течение одного года) - это третья часть всего прироста по стране. Рекорд установлен по производству яиц и комбикормов, есть рост в производстве молока. А в целом объемы сельскохозяйственного производства выросли за прошлый год на 29,6 процента и впервые стали сопоставимы по объему и прибыли с горнометаллургическим комплексом области.

     Динамично развивались в прошлом году торговля, сфера услуг в целом, транспорт, связь, устойчиво работал жилищно-коммунальный комплекс. С каждым годом растет вклад малого бизнеса в экономику области.

     За прошлый год улучшилось состояние безопасности граждан: преступлений совершено меньше, а их раскрываемость - увеличилась. Уменьшилось число погибших на пожарах и в дорожно-транспортных происшествиях, умерших от случайных отравлений, суицида.

      Выполнены все финансовые обязательства перед всеми группами населения области, а также перед бюджетополучателями (за исключением небольшой задолженности перед строителями).

     И как итог: качество жизни белгородцев повысилось, общественно-политическая обстановка в области остается стабильной. Уровень доверия белгородцев к проводимому руководством страны социально-экономическому курсу высок, о чем красноречиво свидетельствуют результаты голосования на выборах Президента Российской Федерации, состоявшихся в марте прошлого года. За кандидатуру Дмитрия Анатольевича Медведева отдали свои голоса 69 процентов белгородских избирателей, продемонстрировав при этом рекордную явку на выборы.

     Однако завершать благоприятный во многих отношениях 2008 год нам пришлось, уважаемые друзья, в условиях глобального финансового и экономического кризиса, вызванного, по мнению экспертов, обрушением мировой финансовой пирамиды. Увы, как говорится, мир стал управляемым, а значит, и уязвимым. Поэтому, отдавая должное сделанному в отчетном году, в благодарном поклоне перед всеми жителями области, считаю необходимым изложить позицию правительства области по поддержанию экономической и социальной стабильности в условиях мирового кризиса.

     Мы видим и ощущаем, как энергично и эффективно работают федеральные власти по минимизации последствий кризиса. Но это не означает, что в регионе должны пассивно наблюдать и ждать, когда сама собой наступит стабилизация. Вовсе нет. Так можно и не дождаться. Опыт 90-х годов научил нас: из кризиса всегда выходит первым тот, кто умеет генерировать свежие идеи, ставить перед собой и другими новые цели, кто демонстрирует волю в их достижении, проявляя при этом дисциплину, собранность, гибкость.

     В этой связи стратегическая задача правительства области, органов власти всех уровней и подчиненности, руководителей, акционеров и сотрудников предприятий, организаций состоит, во-первых, в том, чтобы из кризиса выйти в числе первых. Во-вторых, не допустить при этом резкого спада производства, роста безработицы, снижения доходов работников. А в-третьих, выйти окрепшими и сильными, потому что кризис - это отличное время для повышения производительности труда, сокращения затрат, освоения новых проектов, одним словом - повышения конкурентоспособности.

     Условия деятельности стали суровыми, жесткими, и наш ответ должен быть один - быть эффективными во всем: в каждом принятом решении, его исполнении. И это уже не рекомендации и пожелания правительства области, а требования жесткой внешней среды.

     Три месяца экономика Белгородчины функционирует в условиях кризиса. Наиболее остро его переживают предприятия, чья продукция сориентирована на внешний спрос. Это горно-обогатительные комбинаты, цементные заводы, некоторые машиностроительные предприятия. В то же время довольно комфортно себя чувствуют предприятия агропродовольственного комплекса, а также множество других, чья продукция или услуги реализуются в пределах области или имеют устойчивый спрос за ее пределами.

     Считаю, что последние, относительно благоприятные, годы в полной мере были использованы белгородцами для создания запаса прочности, или, образно говоря, экономической и социальной подушки безопасности. Это позволит нам легче пережить неблагоприятные внешние факторы. Что я имею в виду?

     Во-первых, за последние годы много средств инвестировано в модернизацию инженерной и социальной инфраструктуры. Повысилась надежность энерго-, газо- и водоснабжения, улучшилось состояние дорожной сети. Фактически обновилась по форме и содержанию работа учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта.

     Во-вторых, Белгородчина обладает бесценным активом - землей. Ее теперь в собственности области более 600 тыс. гектаров, это почти половина. На её скупку в течение 5 лет мы направили более 2 млрд. руб. бюджетных средств. Благодаря такому решению мы открыли широкую возможность для инвестирования в сельское хозяйство, строительство жилья, прежде всего - усадебного типа. Именно благодаря собственности на землю в течение пяти последних лет на селе созданы мощности по производству и переработке почти 1 млн. тонн мяса, на которых с достойной зарплатой и хорошей перспективой трудятся десятки тысяч наших земляков. Поэтому вслед за Петром Аркадьевичем Столыпиным хочется повторить: "Земля - это власть". Мы правильно сделали, вернув половину земель Белгородчины в государственную собственность.

      В-третьих, за последние годы в значительной степени диверсифицирована экономика области, создан мощный пласт свободного предпринимательства - людей инициативных, смелых, предприимчивых и ответственных, работающих в различных отраслях производства.

     И самый, пожалуй, главный наш ресурс, которым мы располагаем и который будем беречь как зеницу ока, - это доверие. Доверие населения области к органам власти всех уровней. При наличии такого ресурса нам легче будет решать многие вопросы по сохранению стабильности на Белгородчине.

     Уважаемые участники заседания! В настоящее время в области разработан план антикризисных мероприятий, а также создан совет под моим руководством, который контролирует его реализацию. Поэтому с учетом новизны предстоящих задач подробнее остановлюсь на основных направлениях по обеспечению стабильной работы экономики и социальной сферы области. План состоит из восьми направлений.

     Первое направление. Нам нужно сохранить экономический рост, наращивать экономическую активность - как хозяйствующих субъектов, так и населения. Формула экономического благополучия области очень простая:

     - больше производить то, что продается;

     - больше потреблять то, что производится в области;

     - больше продавать за пределы области;

     - больше полученной добавленной стоимости тратить на территории области.

     Всё ли у нас соответствует этим требованиям? Давайте посмотрим, есть ли в объеме и структуре потребления резервы?

     Общий объем потребления товаров и услуг за прошлый год всеми потребителями (населением, бизнесом, бюджетной сферой) составил примерно 500 млрд. руб. Из них на долю областных производителей приходится примерно 200 млрд. руб., или 40 процентов. Остальные товары и услуги мы получаем из-за пределов области. Устраивает ли нас такая структура потребления? Думаю, что нет. Наша задача - в ближайшие годы изменить её в пользу товаропроизводителей области и достичь соотношения хотя бы 50 на 50. То есть, дополнительно на сумму 50 млрд. рублей предоставить областные рынки потребления нашему, белгородскому бизнесу. В переводе на число занятых это означает создание 25-30 тысяч новых рабочих мест. Поэтому департаменту экономического развития области совместно с органами местного самоуправления необходимо разработать и реализовать так называемую программу замещения внешних поставщиков товаров и услуг на областных. Для этого нужно провести аналитическую работу по каждой группе потребителей, по каждому сегменту рынка. И составить план конкретных действий, и при необходимости, предусмотрев меры стимулирования.

     Надеюсь, начинать с чистого листа нам не придется. Многое в этом направлении уже делается - в производстве строительных материалов, тароупаковочных, многих пищевых, кондитерских изделий, или по таким услугам, как грузовые автомобильные перевозки, проектные работы и т.д. Кризис заставляет нас перевести эту работу на плановую системную основу.

     Не сомневаюсь: занимаясь этой проблематикой, мы выйдем и на такие решения, как создание производственных кластеров, прежде всего, с инновационной направленностью, к примеру, в горнодобывающем комплексе, промышленности, строительных материалов, в АПК. Мы выйдем также и на создание так называемых промышленных центров (как это сделано в Италии), когда крупные предприятия формируют вокруг себя десятки малых предприятий, обеспечивая их заказами.

     Для поддержания экономического роста нашим бизнес-структурам, несмотря на снижение спроса во время кризиса, следует наращивать свое присутствие за пределами области - будь то регионы России, страны СНГ или дальнее зарубежье.

     Органы власти области, независимо от подчиненности, должны поддерживать усилия белгородских производителей в продвижении продукции на рынках РФ. И, прежде всего, следить за соблюдением режима добросовестной конкуренции - не только на внутреннем, но и внешних рынках. Помимо традиционно вывозимых товаров - железорудного сырья, металла, цемента, мяса в живом весе, сахара, растительных жиров, мы должны ежегодно увеличивать вывоз строительных материалов, продовольствия. Одного мяса глубокой переработки в самое ближайшее время мы можем реализовать за пределы области на сумму 100 млрд. рублей.

     Мы должны вести себя агрессивнее на внешних рынках строительных, транспортных, инжиниринговых, торгово-закупочных услуг. В ближайшее время мы обязаны заявить о себе на рынке высоких технологий, хотя бы - в Российской Федерации.

     Как видите, экономический кризис диктует нам совершенно иной алгоритм взаимоотношений власти и бизнеса, перевод его на плановую основу взаимодействия. Эпоха либеральной рыночной экономики закончилась. Спасибо большое за это кризису.

     Второе направление антикризисных мер - это стимулирование инвестиционной активности. Как вы понимаете, инвестиции в экономику области, инвестиции в жилье, торговлю, социальную сферу - это, с одной стороны, работа на перспективу. С другой - это поддержание строительного комплекса сегодня. И для нас второе - важнее первого, так как бюджетное финансирование строительства новых объектов в текущем году, по известным причинам, практически будет сокращено в 3-4 раза. Основные оставшиеся источники инвестиций - это частные и привлеченные. Отсюда наши действия - из режима инвестиционного ожидания перейти в режим инвестиционного планирования, который должен состоять из следующих действий:

     а) создания благоприятных инвестиционных условий;

     б) предложения со стороны органов власти инвестиционных проектов. Органы власти должны генерировать инвестиционные проекты;

     в) поиска инвесторов. Желательно, чтобы они были с областной, белгородской пропиской;

     г) сопровождения проектов;

     д) решения многочисленных инфраструктурных задач.

     Каждый отраслевой департамент правительства области, каждый орган муниципального образования должен превратиться в штаб по привлечению инвестиций. И иметь пообъектный план инвестиций на 2009-2010 годы, который в феврале будет рассмотрен на Совете по финансовой и экономической стабилизации области.

     Особое внимание правительства области (прежде всего департаментов строительства, АПК, экономического развития) хочу обратить на максимальное использование возможностей федерального бюджета для поддержки и реализации инвестиционных проектов. Как положительный пример отмечу работу департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (Калашников Н.В.), которому удалось на текущий год дополнительно привлечь на развитие инженерной и социальной инфраструктуры 1,6 млрд. рублей, на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья - более одного миллиарда. А это значит, что дополнительно не менее 3 тысяч белгородцев будут заняты выполнением этих работ.

     Рассчитываю также на то, что все органы федеральной власти, действующие на территории области, проявят исключительную оперативность в решении вопросов, связанных с оказанием услуг инвесторам: начиная от маленького проекта стоимостью в несколько тысяч рублей и заканчивая крупными проектами в несколько миллиардов рублей.

     Такому же режиму ответственного и превентивного подхода в отношениях с инвесторами обязаны соответствовать и наши компании-монополисты - поставщики услуг по электро-, газо- и водоснабжению.

     Многое для улучшения инвестиционного климата может сделать Совет по противодействию коррупции (Полухин О.Н. и Литвинов С.А.), который должен снять все ограничения и административные барьеры, выдуманные чиновниками для извлечения административной коррупционной ренты. Нужно расчищать поля, где у нас прорастает коррупция, а таких полей у нас много.

     Особое внимание данному Совету совместно с прокуратурой области надо уделить контролю и надзору за работой милиции и других ведомств в сфере экономических правонарушений, на что неоднократно обращал внимание Президент России. С одной стороны, расследования всех выявленных правонарушений должны доводиться до суда, с другой стороны, не должно быть заказных дел.

     Одним словом, органы власти всех уровней должны перейти в мобилизационный режим работы в вопросах привлечения и сопровождения инвестиций, работы с инвесторами.

     Только при мобилизационном режиме работы всех органов власти мы можем рассчитывать в текущем году на сохранение прежнего уровня инвестиций, а в сельском хозяйстве, особенно в мясном и молочном животноводстве, в растениеводстве - на увеличение инвестиций в 1,5 - 2 раза к уровню предыдущих лет. Почему именно в сельское хозяйство? Во-первых, потому, что проекты в сфере агропромышленного комплекса будут поддерживаться со стороны Правительства Российской Федерации за счет субсидирования процентной ставки. Во-вторых, за счет импортзамещания продовольственный рынок страны для отечественных сельхозпроизводителей в ближайшие годы будет оставаться растущим, то есть перспективным рынком. Поэтому призываю руководителей агрохолдингов не форсировать свои проекты в других регионах, а сосредоточить все инвестиционные ресурсы на территории нашей области. С проектами других регионов попросил бы пока подождать. Думаю, что на Белгородчине еще очень много работы.

     По жилью, особенно малоэтажному, мы набрали неплохой темп, и нет никаких оснований его сокращать. Наоборот, ввод индивидуального жилья в ближайшие годы мы должны довести до 10 тысяч усадеб в год, как и предусмотрено соответствующей программой.

     Для стимулирования индивидуального строительства нужно создавать корпоративные жилищно-строительные кооперативы. Такой у нас пока один - кооператив санатория "Красиво" (руководитель Галина Дмитриевна Черкашина). Его создали в прошлом году, а в этом - сдают 20 индивидуальных домов и планируют еще такое же количество. Остальные почему-то молчат - или потому, что не знают, или потому, что не хотят. Считаю, что департаменту строительства нужно подготовить пакет рамочных нормативных документов по организации жилищно-строительных кооперативов, работающих по накопительной системе, и передать его всем предприятиям с численностью от 100 работников и выше. А местным органам власти вместе с предприятиями следует запустить этот механизм в работу.

     И последнее по этому направлению. Многие белгородцы располагают сегодня немалыми средствами, и это хорошо. Но они не знают, куда их вложить - мечутся между рублем, долларом и евро. А деньги на их глазах усыхают. Позвольте дать совет этим людям: объединяйтесь в кооперативы и стройте сами, или инвестируйте строительство доходного, арендного жилья! Я обращаюсь к этим людям: именно так вы превратите деньги в надежный актив, который станет постоянным источником вашего дохода на многие годы.

     Глав городов прошу помочь организовать этих людей и создать им необходимые условия для строительства арендного, доходного жилья, о чём мы, кстати, говорим не первый год, пока в форме рекомендации. И вот спасибо, всё-таки, кризису - он нас подвёл к принятию такого решения. Почему? А потому что традиционный способ строительства "на продажу", на сиюминутную выгоду фактически исчерпал себя. Сегодня в области больше 100 тыс. квадратных метров многоэтажного жилья в различных стадиях освоения заморожено. Значит, нужно искать новый путь. А новый путь - это строительство арендного жилья, которое всегда будет востребовано.

     Завершая комментарий данного направления, хочу сказать: мы будем оценивать работу чиновников всех уровней по инвестиционной активности территорий. Это главный критерий оценки.

     Третье направление - это контроль состояния рынка труда. В области существует, на мой взгляд, стройная система государственного и общественного контроля и надзора за трудовыми отношениями. Опыт предшествующих лет (особенно 90-х годов) не прошел даром. Хорошо зарекомендовали себя межведомственные комиссии по контролю выплаты заработной платы, занятости и трудоустройству, эффективно работают центры занятости, прокуратура области своевременно контролирует соблюдение законодательства в сфере трудовых отношений, и, прежде всего, по своевременной выплате заработной платы.

     При поддержке Правительства РФ мы приступаем к переподготовке кадров массовых профессий, помощи тем, кто решил заниматься своим делом. Мы создаем дополнительные рабочие места на так называемых общественных работах. На эти цели Правительство России выделяет Белгородской области более 250 млн. рублей, финансируя, прежде всего, оплату труда. Что такое 250 млн. рулей? Это значит, что 5 тысяч человек могут спокойно работать в течение всего года. Уверен, что мы и дальше будем держать ситуацию под контролем в вопросах занятости, не допустим безработицы и задолженности по заработной плате.

     Однако есть две проблемы, которые не находят достаточно эффективного реагирования со стороны органов власти и общества. Речь, прежде всего, идет о трудовой иностранной миграции. Убежден, что трудовых мигрантов на территории области должно быть столько, сколько заявят работодатели, а не столько, сколько Федеральная миграционная служба выдаст разрешений. Иными словами, трудовые мигранты должны приезжать к нам только по приглашению, в соответствии с численностью, указанной работодателями в заявке. С иным порядком (а точнее беспорядком, как сейчас) мы дальше мириться не намерены. В этой связи предлагаю из числа компетентных и ответственных специалистов создать комиссию по контролю трудовой миграции на территории Белгородской области.

     В сфере интересов этой комиссии должны быть и люди трудоспособного возраста, приезжающие к нам на постоянное место жительства. Мы обязаны проявить больший интерес к этому контингенту, к их специальности, образованию, наверное, их имущественному положению, роду занятий. И всё должны сделать для того, чтобы они быстрее включились в общий созидательный ритм Белгородчины. Только в прошлом году на постоянное место жительства приехало в нашу область более 13 тыс. человек трудоспособного возраста. Контролируя ситуацию, мы должны избежать напряжения на областном рынке труда.

     Во-вторых, со стороны органов власти и общества должен быть усилен контроль за экономическим состоянием хозяйствующих субъектов - за теми, кто испытывает экономические трудности, находится в предбанкротном состоянии. Особенно там, где эта ситуация создана искусственно. Со стороны налоговой инспекции и других федеральных и местных органов власти должен быть задействован полный арсенал превентивных мер по предотвращению банкротства, особенно преднамеренного. Если же банкротство неизбежно или уже произошло, то власти должны принять меры по сохранению активов предприятия, переходу их в руки эффективных собственников, сохранению трудовых коллективов и защите интересов работников. А к участникам преднамеренного банкротства должны быть приняты суровые меры наказания.

     Другими словами, речь идет о создании прозрачной процедуры мониторинга экономической ситуации и сопровождения процедуры финансового оздоровления, или процедуры банкротства. Прошу своих заместителей, членов правительства внести на этот счет дополнительные предложения к тем, которые уже имеются. Главное, что здесь необходимо, - это составить хороший программный информационный продукт, позволяющий отслеживать экономическую ситуацию предприятий, движение их активов, включая финансовые.

     Четвертое направление, которое диктует нам сегодняшняя ситуация по преодолению кризиса, связано с введением режима экономии везде и во всём. И, считаю, начинать нужно с бюджетной сферы.

     В бюджете будущего года мы планируем сокращение всех затрат на содержание бюджетной сферы (кроме зарплаты), но без снижения объёма и качества бюджетных услуг. Это прежде всего касается образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, государственного управления.

     В 2008 году на эти сферы было израсходовано 34,9 млрд. рублей. На будущий год мы планируем, и Дума уже утвердила бюджет, 31,4 млрд.рублей по вполне объективным обстоятельствам. Но фонд оплаты труда в этих же сферах на будущий год мы планируем не уменьшить, а повысить. В прошлом году здесь было 14,6 млрд. рублей, в текущем году - 17,2 млрд. рублей, это рост на 17,8 процента. А всё остальное сократим, повторяю, не в ущерб качеству и объёму предоставляемых бюджетных услуг. Каждый руководитель департамента, каждый начальник соответствующего управления уже получил такие задания. И в этом направлении уже идёт, надеюсь, продуктивная камеральная работа вместе с органами местного самоуправления.

     В текущем году мы должны завершить перевод всех бюджетных учреждений на отраслевой принцип оплаты труда. Оплату за энергоресурсы и воду производить только по показаниям приборов учета. Это требование распространяется не только на бюджетную сферу, но и внебюджетную. С целью экономии затрат и сокращения потерь департаменту строительства, транспорта и ЖКХ месте с органами местного самоуправления нужно пересмотреть имеющуюся у нас соответствующую программу и уплотнить сроки перевода на поквартирное или индивидуальное отопление многоэтажных домов, прежде всего - в сельской местности.

     Вопрос экономии затрат и энергосбережения становится настолько актуальным, что является основным фактором конкурентоспособности. Однако управлять затратами мы, за редким исключением, еще не научились.

     В этой связи вношу предложение: в системе органов власти за счет штатной численности создавать хозрасчетные подразделения, которые будут анализировать, оптимизировать и управлять затратами. Аналогичные подразделения должны быть в средних и крупных коммерческих компаниях. Специалисты по управлению затратами - это терапевты экономики, и они должны на Белгородчине быть востребованы в полной мере. Их надо готовить. Будут хорошо работать эти терапевты, все будут чувствовать себя в экономической и социальной сфере здоровыми.

     Экономии затрат должна быть подчинена работа и недавно созданной службы экспертизы в строительстве, особенно на стадии подготовки технического задания на проектирование и самого проектирования. Мы часто (особенно в текущем году) сталкиваемся с такой ситуацией, когда реализовать тот или иной проект в строительстве можно на 20-30, а может, и на 50 процентов дешевле. Но у нас существует чуть ли не священная корова - проектно-сметная документация. Мы, якобы, должны платить столько, сколько предусмотрено проектно-сметной документацией. Это - чушь. Давайте все это пересматривать, надо закладывать совершенно иные расценки и нормативы.

     Пятое направление нашей работы - это контроль за ценами и качеством товаров и услуг на потребительском рынке. К большому сожалению, за постсоветский период рыночный механизм формирования цен так и не создан. Видимо, причина - в отсутствии подлинной конкурентной, рыночной экономики и слабости механизмов государственного регулирования.

     Во время кризиса, когда падает спрос, сами собой должны снижаться и цены. Из-за сильной зависимости от импорта и естественных монополистов происходит это, к сожалению, бессистемно и непредсказуемо. Но это не значит, что мы должны ограничиться только мониторингом цен.

     Во-первых, за региональными органами власти и органами местного самоуправления остаются еще большие полномочия в регулировании цен на услуги ЖКХ, и этим правом нужно пользоваться в полной мере. Не идти по вопросам ценообразования на поводу у компаний-монополистов, предоставляющих эти услуги. Не идти на поводу у наших монополистов, как сегодня делает Белгородское управление Федеральной антимонопольной службы (Петров С.В.). Это касается, прежде всего, контроля цен на нефтепродукты и жилищно-коммунальные услуги.

      При определении цен на услуги ЖКХ будем руководствоваться не только и не столько внешними факторами - повышением цен на газ и электроэнергию, сколько анализом структуры затрат самих компаний, наличием программ по энергосбережению и их выполнением.

     Что касается цен на продовольственные товары, производимые в области, то соответствующим органам нужно проводить анализ стоимости по всей агропродовольственной цепочке: зерно - мука - хлеб, или молоко - перерабатывающие предприятия - магазины и так далее.

     С другой стороны, органам местного самоуправления надо создавать условия для установления экономическими методами минимальных цен, в первую очередь, в продовольственной сфере. Для этого ничего нового не нужно выдумывать, а проводить такие мероприятия, как ярмарки выходного дня, торговля молоком на розлив. Следует организовывать больше магазинов "Фермер", контролировать ситуацию на так называемых колхозных рынках. То есть, наряду с административными мерами надо шире применять экономические меры регулирования цен.

     Во время экономических трудностей у некоторых хозяйствующих субъектов возникает соблазн сократить затраты на продукцию за счет снижения качества товаров, а то и сфальсифицировать их. Мы должны жестко пресекать эти попытки, чтобы не подвергать риску здоровье населения области. А тех, кто этим занимается - сурово наказывать. В этой связи мы рассчитываем на перестройку работы государственных, прежде всего контролирующих, организаций - Роспростребнадзора, Россельхознадзора, жилищной инспекции и прочих, наделённых большими полномочиями.

     В то же время все больше полномочий в сфере контроля качества потребительских услуг должны брать на себя общественные организации, которые заведомо работают в более прозрачном, более публичном, режиме, и, как показывает практика - более эффективно.

     Поэтому правительству области, органам местного самоуправления необходимо стимулировать создание таких организаций, выстраивать с ними систему взаимодействия, оказывать поддержку, включая финансовую. Прошу внести по этому вопросу предложения.

     Шестое направление - это сохранение и развитие интеллектуального потенциала области, ориентация на инновационный прорыв.

     Переживаемый кризис, уважаемые друзья, имеет не только финансовое и экономическое измерение, но и технологическое, а, может быть, в первую очередь, или, как принято сегодня говорить, инновационное. Инновации - это материализация накопленной информации и знаний, и в этом смысле мы должны рассматривать данное направление как стратегический фактор преодоления кризиса. Белгородчина никогда ранее не была научно-техническим центром. Но это не означает, что мы не должны ставить перед собой столь амбициозные задачи, тем более - при имеющихся у нас необходимых условиях. Это, прежде всего, наличие образованных, творчески мыслящих людей. У нас их достаточно. Кроме того, область располагает всем необходимым для реализации их творческого потенциала.

     За последние годы многое сделано в этом направлении. Осталось все привести в систему, для чего надо правильно выбрать цель, поставить задачи, выстроить приоритеты, обеспечить ресурсами и создать эффективный механизм управления и внутренней мотивации. Вы можете спросить, зачем нам нужна инновационная экономика?

     Выработка продукции на одного человека составила 1,2 млн. рублей, из них примерно половина - 600 тысяч приходится на материальные затраты, а 600 тысяч - это добавленная стоимость, то есть это заработная плата, налоги и прибыль.

     В инновационной экономике затраты на производство остаются теми же, а может быть и ниже, но резко возрастает добавленная стоимость. Она уже не 600 тысяч, а минимум 1,4 млн. рублей. Но в некоторых сферах она может составлять и 2, и 3, и 10 миллионов. За счёт чего? За счёт интеллектуальной ренты, за счёт маржинального дохода, который получается от реализации инновационных товаров и услуг в первые несколько лет работы того или иного инновационного проекта. Поэтому ответ прост: инновационная экономика нам нужна для получения интеллектуальной ренты. Для того, чтобы получать больше добавленной стоимости за счёт интеллектуальной ренты и оставлять её на территории области. Для того, чтобы быть богаче.

     В этой связи очень важно по-новому посмотреть на развитие жилищных агломераций области, и, прежде всего, белгородской и старооскольской, подчинить их логике развития инновационной среды. Времена извлечения сиюминутной выгоды "здесь и сейчас" от реализации проектов по строительству и продаже еще, как правило, не построенного жилья закончились, или уже заканчиваются. Настало время комплексного подхода в развитии и освоении территорий. Поэтому перед органами местного самоуправления, перед архитекторами области стоит совершенно иная задача в территориальном планировании, в реализации градостроительной политики.

     Считаю, что развитие новых транспортных артерий и новых районов жилищной застройки должно существенно расширить возможности для создания инновационной инфраструктуры: площадок для парков высоких технологий, индустриальных парков, лабораторно-офисных центров, строительства нового типа жилья (арендного, комфортного жилья) и соответствующей социальной инфраструктуры.

     Сделаем это - мы создадим самозапускающийся механизм стимулирования инноваций.

     Второе направление в инновационной сфере вижу в активизации инновационной работы на самих предприятиях. К сожалению, у нас здесь примеры единичны. На науку, на научные исследования, финансирование НИОКРа практически никто не планирует выделения средств своих бюджетов, даже крупные, известные, я бы сказал, национальных масштабов предприятия Белгородской области. Считаю, что это неправильно. Каждое крупное предприятие с объёмом реализации в год в один миллиард рублей и выше должно несколько миллионов рублей, десятков миллионов предусматривать в своём бюджете на финансирование науки, создание новых передовых технологий. Приведу один пример. У нас есть компания "ЭФКО", возглавляет её Кустов Валерий Николаевич. Этот человек работает и мыслит на перспективу. Уже больше 10 лет ежегодно эта компания выделяет миллионы рублей на то, чтобы поддерживать те или иные инновационные идеи. Недавно пришёл он ко мне с пакетом уже не инновационных идей, а готовых к реализации разработок. Некоторые из них настолько масштабны по своей новизне и объёму, что могут, наверное, в несколько раз перекрыть многомиллиардные объёмы производства этой компании на традиционном производстве растительных жиров. Речь идёт только об одном проекте, о новых композитных материалах. Это перспективное направление.

     Вот что такое работа каждого крупного предприятия в инновационной сфере. Поэтому и по первому направлению, связанному с новым комплексным освоением, с инновационным подходом в области градостроительной политики, и по второму направлению, связанному с выделением средств на корпоративную науку, НИОКР, я прошу внести правительству области соответствующие предложения и выработать программу конкретных действий.

     Седьмое направление нашей совместной работы по преодолению кризисных явлений связано с принятием мер по радикальному изменению форм и методов управления на всех уровнях власти, и, прежде всего, на основе применения информационных технологий. Этот вопрос назрел давно, кризис же высветил его особенно ярко. И опять-таки: спасибо кризису за это. Существующая система управления децентрализована, разрознена и неэффективна. Каждое ведомство за эти годы выстраивало, как могло, собственную систему управления на основе формирования своей узковедомственной информационной базы данных.

     Административная реформа управления за последние годы шла по пути, как правило, создания новых структурных подразделений для решения локальных задач. При этом отсутствовала единая идеология управления. Вследствие этого административно-управленческий аппарат численно перегружен, функции его зачастую размыты, в управлении нарастают межведомственные противоречия, эффективность падает, недовольство граждан работой чиновников, мягко скажем, не уменьшается.

     Эффективность управления мы планируем повысить за счет широкого применения информационных технологий, создания единой информационной базы данных, которая позволит решить многие межведомственные проблемы, усилить контроль за состоянием общественных процессов. Применение информационных технологий сделает управление прозрачным, т.к. анализ информационной базы, подготовка и принятие управленческих решений в виде различных нормативных актов и контроль за их исполнением станут общедоступными, а значит - контролируемыми со стороны общества. К тому же представится возможность оказывать услуги гражданам, так называемым, бесконтактным способом - по Интернету, электронной связи. Необходимо в полном объёме реализовать программу, которая называется "Электронное правительство".

     Одновременно мы выделяем из сферы управления полномочия, связанные с предоставлением государственных услуг, в отдельные подразделения - так называемые, МФЦ (многофункциональные центры), образно говоря, магазины, за прилавками которых будут находиться работники десятков различных федеральных, областных и муниципальных ведомств и предоставлять гражданам информацию, справки, различные документы по всем интересующим их вопросам - по утвержденным государственным расценкам и самое главное - в одном месте. По сути, мы уже близки были к решению этой задачи за счет создания системы "Одно окно", но отсутствие федеральной нормативной базы не позволило нам довести дело до конца. Однако накопленный опыт нам наверняка пригодится при решении наших задач. Работу по созданию многофункционального центра обслуживания населения мы должны завершить в ближайшие два года, как это и предусмотрено решением Правительства Российской Федерации.

     Восьмое направление приложения наших усилий заключается в обеспечении экономической и социальной справедливости среди населения области. Кризис успешно переносит то общество, где негативная нагрузка равномерно распределена между его членами, где каждый вносит посильный вклад в преодоление общих трудностей.

     Так ли обстоят дела у нас? К сожалению, нет. Приведу лишь один пример. Так, из 680 тыс. человек, работающих в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, почти 200 тысяч (а это 30 процентов) не зарегистрированы в налоговой инспекции вообще, то есть не являются плательщиками налогов. Более того, десятки тысяч из них не имеют лицевых счетов в Пенсионном фонде, что означает, что они не заботятся даже о своем будущем.

     Другими словами, огромное число взрослых жителей области, находящихся в трудовом возрасте, не имеющих никаких физических ограничений, не вносят никакого вклада в экономическое благополучие области, а с другой стороны, получают же они и члены их семей от общества сполна, то есть, по сути дела, паразитируют за счет других.

     Ничто не развращает так общество, как возможность одних почти легально жить за счет других. Это в равной степени относится и к тем гражданам, кто скрывает свои доходы от государства - будь-то несколько тыс. рублей, например, от сдачи квартиры, гаража, автомобиля по найму, или несколько млн. рублей от непрозрачной сдачи имущества в аренду, торгово-закупочной или иной деятельности. По оценкам наших экспертов, консолидированный бюджет области ежегодно по этой причине недополучает более 10 млрд. рублей.

     Нетрудно догадаться, что скрытые доходы (а это не 10 млрд. рублей, а в несколько раз больше) являются питательной средой для коррупции. Должны ли мы и дальше мириться с этими паразитами и иждивенцами? Конечно, нет. Достаточно ли у нас возможностей, чтобы навести здесь порядок? Убежден, что достаточно. Уполномоченными органами cоответствующая работа по координации уже начата. Мы будем самым решительным и жестким образом, в соответствии с законом, выявлять тех, кто скрывает доходы, работает только на себя и питает коррупцию. В конце концов, это экзамен на зрелость всей системы власти области и гражданского общества в целом. Надеюсь, что этот экзамен мы с вами сдадим успешно.

     С другой стороны, уважаемые друзья, мы должны реализовать систему мер, направленную на воспитание и укоренение в общественном сознании здоровых потребностей у жителей Белгородчины. Сформировать новые ценности, если хотите, новую моду, о чем неоднократно уже шел разговор.

     На Белгородчине должно быть модно, повторюсь, быть здоровым и поддерживать себя в хорошей физической форме. Модно быть образованным, культурным, не грубить и не сквернословить. Модно жить в собственном доме и питаться здоровой пищей. Модно заниматься благотворительностью и помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Модно быть законопослушным. Модно хорошо работать и достойно зарабатывать. Модно иметь многодетную семью.

     Все остальное должно быть неправильным, немодным, осуждаться, презираться и в необходимых случаях, предусмотренных законом, наказываться.

     Фактически нам нужно сформировать идеологию крепкого середняка, среднего класса, среднего потребителя. Понятие "золотой середины" - из области морали, и оно должно стать критерием умеренного потребления, мерой повседневного поведения в нашем устойчивом, цивилизованном, демократическом обществе, где кричащие излишества (когда-то это называлось мещанством, сегодня называется "гламуром") не должны выставляться напоказ. Наоборот, они должны рассматриваться как нескромные, неуместные, да и просто ненужные для жизни - истинно богатой, духовно и нравственно содержательной. Устойчивость общества нужно обеспечить лаконичным призывом: "Равнение - на средний класс", как в армии: "равнение на середину". Середина - это образец баланса и вершина гармонии.

     Поэтому нам необходимо сформировать идеологию среднего класса, умело в этой работе задействовать интеллигенцию, педагогическое, врачебное сообщество, мнение авторитетных людей, средства массовой информации, рекламу, многочисленные общественные институты. Рассчитываем на понимание и поддержку Белгородской и Старооскольской Епархии, Русской Православной церкви, Торгово-промышленной и Общественной палат Белгородской области, политических партий. Это должна быть не кампанейщина, а повседневная наша работа, независимо от того, переживаем мы очередной кризис или подъем.

     Дорогие друзья! В рамках своего выступления невозможно рассказать обо всех направлениях работы исполнительной власти, правительства области в 2009 году. Охвачены лишь ключевые из них, которые позволят не только сгладить последствия глобального кризиса, но и создадут в краткосрочной и долгосрочной перспективе основу для дальнейшего экономического роста и социального благополучия, а значит - и повышения качества нашей жизни.

     У качества жизни много измерений. Мы привычно говорим о том, что можно выразить статистически - это доходы, зарплата, продолжительность жизни, обеспечение жильем, дорогами, автомобилями и так далее. И в этом измерении мы имеем положительную динамику. Однако качество жизни все более определяется качеством человеческих отношений, наших личных отношений друг с другом везде и всегда: в быту и на работе, на улице, в общественных местах, взаимоотношением между начальником и подчиненным, водителем и пешеходом, врачом и пациентом, чиновником и просителем и т.д. и т.п. Есть ли прогресс в этом измерении качества нашей жизни? Думаю, не очень.

     Поэтому предлагаю наступивший год объявить годом улучшения качества человеческих взаимоотношений в Белгородской области. Широко обсудить и принять соответствующую программу и ежегодно подводить ее итоги. Улучшим качество отношений между собой - значит, справимся с любыми кризисами, решим любые задачи и достигнем поставленной цели.

     Благодарю за внимание. (аплодисменты)


Связанная фотогалерея:


Популярное