Отчётный доклад о работе Белгородской областной Думы четвёртого созыва за период с января по декабрь 2009 года

19 Февраля 2010

Завершился предпоследний год работы областной Думы четвёртого созыва. За плечами депутатов напряжённый период, десятки рассмотренных актуальных законов и других нормативных правовых актов, связанных с мерами дальнейшего развития экономики и социальной сферы. Всё это, а также тесное взаимодействие законодательной и исполнительной власти способствовало тому, что, несмотря на возникшие трудности экономического кризиса, область достойно с ними справлялась.

     За истекший год проведено восемь заседаний Думы и столько же Совета Думы. Только на пленарных заседаниях рассмотрено двести шестнадцать вопросов, принято и подписано губернатором области шестьдесят семь областных законов. За каждым из принятых документов – глубокий анализ, кропотливая работа и высокая ответственность народных избранников.

     Из шестидесяти семи принятых законов сорок, или более половины, внесены губернатором области; семнадцать – депутатами областной Думы; семь – Советами депутатов муниципальных образований; три – Избирательной комиссией Белгородской области.

     Законы, принятые Думой, по сферам жизнедеятельности области распределяются следующим образом: 21– регулируют отношения в сфере государственного строительства и местного самоуправления, 20 – в финансово-экономической области, 11 - в социальной политике, 6 – касаются административных правонарушений и административной ответственности, 9 – в иных сферах.

     Как и в предыдущие годы, продолжалась работа над корректировкой ранее принятых законов, что связано, прежде всего, с изменениями в федеральном законодательстве. Из общего числа законов – пятьдесят два – о внесении изменений или дополнений в ранее принятые.

     В соответствии с Уставом Белгородской области депутаты в начале прошлого года заслушали отчёт губернатора о выполнении программ социально-экономического развития области и отчёт председателя Думы. Были намечены основные цели и задачи деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества на 2009 год. Это, а также всесторонний учёт общественного мнения граждан и стали приоритетами в законотворческой работе Думы.

     Был принят целый ряд законодательных актов. Среди них такие важные, как:
«Об областном бюджете на 2010 год», который носит ярко выраженный антикризисный характер и способствует достижению основных целей, направленных на обеспечение социальной и экономической стабильности, устойчивости бюджетной системы в условиях сокращения собственных доходных источников;
«Об арендных домах на территории Белгородской области», призванный повысить качество жизни белгородцев и проведение эффективной социальной жилищной политики;
«Об Уполномоченном по правам человека в Белгородской области». Целью закона является более полное обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан;
«О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации связи в Белгородской области». Закон направлен на более полную реализацию инвалидами своих прав и свобод.


     В целях защиты малообеспеченных семей в связи повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги принят закон «О внесении изменений в статью 48 Социального кодекса Белгородской области». Внесены также поправки в закон «О создании судебных участков и должностей мировых судей Белгородской области», назначены мировые судьи в ряде городов и районов.

     Областной Думой в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу внесено пять проектов федеральных законов, поддержано тридцать семь проектов федеральных законов, внесенных депутатами Государственной Думы и другими субъектами законодательной инициативы. Принято пять обращений к Правительству, депутатам палат Федерального Собрания Российской Федерации.

     Депутаты и думские фракции активно участвовали в законотворческой работе. Так, депутатами от Белгородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» было внесено тринадцать законопроектов, от Белгородского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - пять, от Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» – два законопроекта.

     Депутаты регулярно встречались с избирателями, всесторонне информировали население о деятельности областной Думы, что позволило повышать качество всей законотворческой работы.

     Важнейшее звено в структуре областной Думы – комитеты, которые выполняют работу, охватывающую все сферы правового и социально-экономического регулирования. Их деятельность строилась на основании квартальных планов, составляемых в соответствии с годовой Программой законопроектной работы и поступавших в Думу материалов.

     За истекший период комитетами проведено в общей сложности 43 заседания, на которых рассмотрено 422 вопроса. В заседаниях комитетов принимали участие субъекты права законодательной инициативы или их представители, а также представители Администрации губернатора области, работники аппарата областной Думы. При рассмотрении законопроектов соблюдались требования, предъявляемые Регламентом Думы к внесённым законопроектам.

     За отчётный период комитетами было рекомендовано к принятию 65 законов области. Наиболее значимые законы:
«О внесении изменений в статью 2 закона Белгородской области «О приёмной семье» и статью 3 закона Белгородской области «О семейном детском доме»;
«О внесении изменений в статью 3 закона Белгородской области «О нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ»;
«О внесении изменений в статью 7 закона Белгородской области «О семейном детском доме»;
«О внесении изменений в закон Белгородской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области»;
«Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Белгородской области в целях определения социальной доплаты к пенсии на 2010 год»;
«О внесении изменения в статью 6.12 закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»;
«Об обеспечении общественной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий»;
«О внесении изменения в статью 5 закона Белгородской области «О государственных гарантиях Белгородской области»;
«О внесении изменения в статью 2 закона Белгородской области «О налоге на имущество организаций»;
«Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области»;
«О внесении изменения в статью 4 закона Белгородской области «О составлении, рассмотрении и утверждении бюджета Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования»;
«О внесении изменения в статью 1 закона Белгородской области «О транспортном налоге»;
«О внесении изменения в статью 3 закона Белгородской области «О порядке осуществления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;
«О внесении изменений в закон Белгородской области «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции»;
«Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

     Помимо указанных, комитетами рекомендованы к принятию проекты законов, регулирующие вопросы взаимодействия органов государственной власти области с муниципальными образованиями, изменения границ судебных участков и должностей мировых судей, изменения границ муниципальных образований, организации муниципальной службы в области, бюджетных правоотношений, а также вопросы, регулирующие установление административной ответственности.

     Предварительно изучались проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, готовились соответствующие отзывы. В общей сложности комитетами было рассмотрено 76 федеральных законопроектов. Кроме того, комитетами рассмотрено 17 обращений к федеральным органам государственной власти, поступавших из субъектов Российской Федерации.

     Депутаты выступили инициаторами обращений к федеральным органам государственной власти:
к Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросу предоставления санаторно-курортных путёвок детям;
к депутатам Государственной Думы по вопросу рассмотрения и принятия отдельных проектов федеральных законов о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращение было поддержано субъектами Российской Федерации;
к Государственной Думе по вопросу переноса сроков внесения и рассмотрения проектов законов субъектов Российской Федерации и проектов решений муниципальных образований о бюджетах на 2010 год. Обращение также было поддержано субъектами Российской Федерации.


     В Государственную Думу за отчётный период внесены проекты федеральных законов:
«О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части регулирования порядка проведения публичных слушаний);
«О внесении изменений в статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за нарушение правил приобретения, передачи и продажи оружия и патронов к нему);
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за выпас сельскохозяйственных животных на земельных участках, используемых для получения сельскохозяйственной продукции). Принято решение отклонить законопроект;
«О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об оружии» (по вопросу запрета выдачи лицензии на приобретение оружия лицам, совершившим повторно в течение года административное правонарушение в области оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача). Комитетом Государственной Думы по безопасности принято решение принять законопроект во втором чтении;
«О внесении изменений в главу 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроект направлен на упрощение порядка вступления в саморегулируемую организацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В настоящее время нормы представленного законопроекта включены в текст альтернативного проекта федерального закона, находящегося на рассмотрении Государственной Думы.

     Депутаты комитетов использовали различные формы работы, в том числе совместные заседания, заслушивание информаций представителей исполнительных органов власти об исполнении законов области. Все комитеты тщательно и всесторонне анализировали проект бюджета области на 2010 год, обсуждали его и вносили конкретные предложения, что позволило и в нынешнее сложное время сохранить социальное лицо главного финансового закона.

     В целях контроля на каждом заседании комитета по социальной политике рассматривались вопросы по различным направлениям социальной сферы. Были рассмотрены вопросы: о качестве медикаментов, поступающих в аптечную сеть Белгородской области, и организация обеспечения ими населения, о развитии физической культуры и спорта, о положении инвалидов в области в рамках областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», одарённые дети в Белгородской области в рамках областной комплексной целевой программы «Дети Белгородчины», материнский (семейный) капитал как мера государственной поддержки семей с детьми, в рамках действующего законодательства, об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, о реализации областной программы «Патриотическое воспитание граждан» и другие.

     Комитетом по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления заслушаны вопросы: о реализации закона «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области», анализ исполнения закона Белгородской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», о реализации законов «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области» и «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

     Комитетом по безопасности и правопорядку заслушаны информации: о реализации закона об административных правонарушениях на территории Белгородской области; о реализации статьи 6.15 «Нарушение порядка и правил организации и проведения фейерверков (салютов), установленных органами местного самоуправления» закона «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

     По инициативе депутатов на заседаниях комитета по развитию хозяйственного комплекса области и малому предпринимательству рассматривались вопросы:
об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения. После рассмотрения данного вопроса Правительством области приняты меры к усилению контроля за реализацией финансовых средств из бюджета области для решения данных вопросов органами местного самоуправления;
о налогообложении лиц, использующих транспортные средства в целях предпринимательской деятельности на территории субъектов Российской Федерации не по месту регистрации;
о проблемах получения информации о данных регистрационного учета граждан по месту жительства и порядке ценообразования на выдаваемые управляющими организациями и ТСЖ справки и выписки для населения;
об обращениях граждан по вопросу о доплате налога на имущество физических лиц за период с 2006 по 2008 годы. По данному вопросу прокуратурой области проведена проверка и внесено представление об устранении ГУП БО «Белгородтехинвентаризация» нарушений налогового законодательства.


     Комитеты рассматривали и иные вопросы, относящиеся к ведению Думы в соответствии с федеральным и областным законодательством. Так, комитет по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления рассмотрел вопросы: о назначении на должность Уполномоченного по правам человека в Белгородской области, о назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности глав администраций муниципальных районов, о внесении изменения в Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений мировым судьям, о перечне административно-территориальных единиц муниципальных образований в Белгородской области.

     В соответствии с законом «О мировых судьях Белгородской области» комитет по безопасности и правопорядку предварительно изучал личные дела кандидатов на должности мировых судей и рекомендовал их областной Думе к назначению. Всего было рекомендовано к назначению 10 мировых судьей.

     Комитеты в своей работе тесно взаимодействовали с органами исполнительной власти области, постоянно обменивались информацией по различным вопросам, в том числе с Администрацией Губернатора и департаментами области. В тесном контакте комитеты работали и с органами местного самоуправления.

     Отдельно следует отметить работу комиссии областной Думы по реализации национального проекта в сфере агропромышленного комплекса, которая была образована в составе областной Думы в апреле 2008 года.

     В поле постоянного внимания комиссии находились вопросы создания условий для обеспечения всестороннего развития агропромышленного комплекса области, предпосылки для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, государственной поддержки сельскохозяйственного производства, содействия развитию малых форм хозяйствования и другие.

     На рабочих заседаниях комиссии рассмотрено 11 вопросов, в том числе о развитии биоэнергетики и биотехнологий в Белгородской области, о финансировании сельскохозяйственной отрасли в Белгородской области в 2009 году и планах на 2010 год.

     Рассматривались также обращения, направленные субъектами Российской Федерации в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации по вопросам принятия антикризисных мер в агропромышленном секторе экономики.

     Комиссия выступила инициатором обращения областной Думы к Министру сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу оказания финансовой помощи производителям молока и молочных продуктов из отечественного сырого молока. Обращение было поддержано большинством субъектов Российской Федерации. В настоящее время Минсельхоз заключает соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на поддержку программ развития молочного скотоводства.

     Контрольно-счетная палата области обеспечивала государственный финансовый контроль во всех его формах, проводились экспертизы, готовились заключения на законопроекты, предусматривающие использование средств областного бюджета и бюджета территориального внебюджетного фонда. Всего в 2009 году проведено 8 экспертиз и, соответственно, столько же подготовлено заключений. Регулярно анализировалось исполнение областного бюджета, вносились конкретные предложения по более эффективному использованию бюджетных средств.

     Основное внимание уделялось контрольно-ревизионной работе. Было осуществлено 27 контрольных мероприятий в 27 муниципальных районах, учреждениях и организациях. Выявлены нарушения на общую сумму 46602,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - на сумму 3289,1 тыс. рублей.

     Материалы проверки по ФГУ «Управление эксплуатации Белгородского водохранилища» переданы в прокуратуру Белгородской области. В адрес органов власти, учреждений и организаций для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков направлено 7 представлений. В результате возмещено всех средств 2126,9 тыс. рублей, в том числе средств областного бюджета 139,6 тыс. рублей.

     Важно и впредь повышать действенность государственного контроля, добиваясь, чтобы он не ограничивался только фиксацией фактов, но и вскрывал главное – насколько эффективно используются целевые бюджетные средства.

     Эффективная работа депутатов по реализации своих полномочий, качественной наработке нормативно-правовой базы в немалой степени зависит от слаженной работы аппарата областной Думы. Поэтому работники аппарата стремились создавать все необходимые условия для успешной деятельности законодательного органа. Структурные подразделения аппарата осуществляли необходимую подготовку и организационно-техническое, методическое сопровождение пленарных заседаний, заседаний Совета Думы, её комитетов, рабочих комиссий, совещаний и других мероприятий, непосредственно участвовали в правотворческом процессе.

     Ежеквартально для депутатов готовилась аналитическая информация о внесённых, рассмотренных и принятых законах области, о состоянии законодательства в других субъектах Российской Федерации. Они регулярно информировались о реализации высказанных ими критических замечаний и предложений. В помощь депутатам готовились также материалы о социально-экономическом развитии Белгородчины и других областей, входящих в Центральный федеральный округ.

     Постоянно совершенствовалась практика информационно-аналитического обеспечения законодательного процесса. Осуществляется систематизация федеральных законов, законов области, рассмотренных областной Думой, отслеживаются все стадии их прохождения.

     Как и прежде, оказывалась представительным органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов различная методическая, консультативная и практическая помощь, совершенствовалась система перспективного, текущего и оперативного планирования.

     Качественный состав работников аппарата позволяет им справляться с возложенными обязанностями: все работники имеют высшее образование, в том числе 56 процентов – юридическое и экономическое, трое – кандидаты юридических наук. Регулярно проводятся аттестация кадров, курсовая переподготовка. На должности руководителей структурных подразделений подобран резерв, организована его учёба.

     За отчетный период в областную Думу поступило 4740 служебных входящих документов: 8,6% составляют документы Президента, Правительства, органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации; 23,2% - Федерального Собрания Российской Федерации; 49,1% - губернатора, органов власти и государственных учреждений области; 3,7 % - органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, 8,9% - органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     По поручениям руководства Думы 1605 документов (33,9% от общего количества) были направлены на исполнение в комитеты областной Думы и структурные подразделения аппарата, 314 документов стали предметом рассмотрения на заседаниях областной Думы и Совета Думы.

     В соответствии с соглашением между Правительством области и областной Думой с июля 2009 года в областную Думу поступило 7248 документов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов, в том числе 4049 правовых актов и 3199 дополнительных сведений к ним. Впоследствии 3048 правовых актов были признаны нормативными и 457 из них включены в регистр.

     В 2009 году в областную Думу поступило 148 обращений граждан. До 36 обращений увеличилось количество писем, поступивших через Интернет-приемную на сайте Белгородской областной Думы.

     Значительную часть обращений составляют просьбы об оказании помощи в разрешении конфликтных ситуаций (58,1%), в которых затрагиваются вопросы начисления пенсий, предоставления льгот, несоблюдения работодателями трудового законодательства, тарификации и качества оказания услуг ЖКХ, нарушения прав собственности.

     Также затрагиваются вопросы улучшения жилищно-бытовых условий – 14,2%, просьбы о выделении денежных средств и оказании материальной помощи – 6,8%, жалобы на действия руководства – 6,1%, вопросы о внесении изменений и дополнений в действующую законодательную базу – 4,7%, практика применения и исполнения законов области - 4,1%. Поднимаемые вопросы находили отражение в законодательных инициативах областной Думы, обращениях депутатов к руководителям федеральных и местных органов власти.

     На основе применения современных информационных технологий, средств вычислительной и организационной техники продолжается реализация мероприятий, направленных на совершенствование систем информационного и документационного обеспечения депутатов и работников аппарата.

     В 2009 году был осуществлен переход к обеспечению депутатов Думы, органов государственной власти и местного самоуправления, других государственных организаций области материалами к заседаниям комитетов и комиссий, Совета областной Думы, заседаниям областной Думы в электронной форме в виде публикации электронных образов материалов в специальном разделе сайта областной Думы, что позволило повысить оперативность предоставления информации.

     В декабре 2009 года были приняты постановление областной Думы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Белгородской областной Думы» и распоряжение председателя областной Думы «Об информационном наполнении официального сайта Белгородской областной Думы», которые позволят сделать более открытой и доступной информацию о деятельности Думы, повысить качество информирования избирателей.

     Областная Дума, опираясь, прежде всего на средства массовой информации, стремилась предоставлять населению объективную и наиболее полную информацию о своей работе. При Думе было аккредитовано 50 журналистов и операторов – представителей региональных, местных и федеральных средств массовой информации. Они принимали участие во всех мероприятиях, проводимых Думой, давали оперативную информацию о заседаниях Думы, деятельности комитетов и депутатов.

     В печатные и электронные средства массовой информации для публикации и телерадиопередач регулярно направлялись информации, затрагивающие разные направления работы Думы. На базе телерадиокомпании «Мир Белогорья» продолжал работу постоянно действующий «круглый стол» «Депутат размышляет, действует». Большой интерес у зрителей вызвали темы «Моя депутатская деятельность», «Вопросы занятости населения и пути их решения в свете трудового законодательства», «Оздоровление сферы обитания – одно из важнейших направлений улучшения качества жизни населения», «О работе комитетов областной Думы» и другие. Информация о деятельности Думы размещалась также в сети Интернет.

     В силу того, что по известным причинам временно приостановлены выпуск газеты «Думские ведомости» и издание сборника нормативных правовых актов Белгородской области, законы и другие нормативные правовые акты своевременно печатаются во вкладыше «Документы» газеты «Белгородские известия».

     Усилению делового и творческого сотрудничества Думы со средствами массовой информации во многом способствовал проведённый совместно с областной организацией Союза журналистов России творческий конкурс средств массовой информации на лучшее освещение темы «Власть представительная», победителям которого по итогам 2009 года в День российской печати 13 января были вручены Дипломы и денежные премии Думы. Нужно и впредь совершенствовать формы обеспечения гласности о работе законодательного (представительного) органа государственной власти области, активно использовать в этом весь информационный арсенал.

     Основным государственным событием последнего времени, программным документом стало ноябрьское 2009 года Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. В нём на основе правдивого анализа действительности определён главный путь развития страны в самом широком и обобщённом смысле – всесторонняя модернизация.

     Обстоятельный план движения вперёд содержится в реализуемых и нуждаюшихся в дальнейшем правовом обеспечении областных программах по ключевым, стратегическим направлениям в сферах экономики и социальных отношений. Приближается знаменательная дата – 65-летие Великой Победы. Исходя из всего этого, депутаты и должны строить свою работу в оставшееся время полномочий Думы четвёртого созыва.


Связанная фотогалерея:


Популярное