Порядок рассмотрения и принятия законов Белгородской области

Порядок внесения, принятия, обнародования законов  Белгородской области основывается на положениях Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и регламентируется Уставом Белгородской области, Регламентом Белгородской областной Думы.


Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы в соответствии с Уставом области принадлежит:

- Губернатору Белгородской области
- Депутатам Белгородской областной Думы
- Правительству Белгородской области
- Представительным органам муниципальных образований в Белгородской области
- Общероссийским, межрегиональным и региональным общественным объединениям
- Избирательной комиссии Белгородской области по вопросам своего ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в областную Думу:
- проектов законов Белгородской области (законопроектов)
- поправок к законопроектам, принятым в первом чтении.


Порядок внесения законопроектов в областную Думу

При внесении законопроектов в областную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет правового регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

в) перечень законов Белгородской области, подлежащих принятию в связи с принятием данного закона (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует принятия иных законов Белгородской области);

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой только по представлению Губернатора Белгородской области или при наличии его заключения.

При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы – коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в областной Думе по данному законопроекту. Иные субъекты права законодательной инициативы также вправе назначить своих представителей при рассмотрении законопроекта областной Думой, указав их полномочия в сопроводительном письме о внесении законопроекта.

Законопроекты оформляются в соответствии с Правилами оформления законопроектов (приложение 2 Регламента Белгородской областной Думы).


Подготовка и рассмотрение законопроекта в первом чтении

Законопроект считается внесённым в областную Думу со дня его регистрации в областной Думе.

Председатель областной Думы направляет законопроект и материалы к нему в соответствующий комитет областной Думы (ответственный комитет) для подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении областной Думой, а также в аппарат областной Думы.

Правовое управление аппарата областной Думы осуществляет правовую экспертизу документа на соответствие действующему законодательству,проводит антикоррупционную экспертизу законопроекта, а также удостоверяется в правомочиях субъекта по внесению законопроекта в областную Думу и проверяет наличие документов, указанных в статье 86 Регламента Белгородской областной Думы.

Заключение правового управления направляется в ответственный комитет и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

Если законопроект внесён субъектом, обладающим правом законодательной инициативы и соответствует требованиям статей 85 – 87 Регламента Белгородской областной Думы, председатель ответственного комитета направляет законопроект и материалы к нему в другие комитеты областной Думы для ознакомления, а также может направить законопроект в органы государственной власти, другие организации для подготовки отзывов, предложений, замечаний или для проведения научной экспертизы.

Отзывы, предложения и замечания депутатов областной Думы, мнения комитетов областной Думы, а также органов государственной власти, других организаций, в которые направлялся законопроект, заключение правового управления рассматриваются на заседании ответственного комитета.

Обсуждение законопроекта в ответственном комитете областной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

По результатам рассмотрения законопроекта ответственный комитет принимает решение:

а) о рекомендации областной Думе принять законопроект в первом чтении;

б) о рекомендации областной Думе принять законопроект в первом чтении и принять закон, сокращая процедуры второго и третьего чтений;

в) о рекомендации областной Думе отклонить законопроект;

г) о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы для доработки с его согласия в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Регламента Белгородской областной Думы.

Рассмотрение законопроектов областной Думой осуществляется не менее чем в двух чтениях, если иное не предусмотрено Уставом Белгородской области, законом Белгородской области.

Решения о принятии законопроекта в первом и во втором чтениях, а также о принятии закона Белгородской области принимаются большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении областная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учётом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект, или принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту.

Областная Дума может принять решение об обсуждении населением Белгородской области законопроекта, принятого в первом чтении.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, при рассмотрении которого в ответственном комитете принято решение о рекомендации принять закон, сокращая процедуры второго и третьего чтений, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона, сокращая процедуры второго и третьего чтений.

Закон Белгородской области считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов областной Думы. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом Белгородской областной Думы порядке.


Подготовка и рассмотрение законопроекта во втором чтении

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет.

Поправки к законопроекту направляются ответственным комитетом в правовое управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

Ответственный комитет рассматривает каждую поступившую поправку и принимает решение рекомендовать областной Думе принять либо отклонить поправку. В случае если ни одно из решений не набрало необходимого числа голосов членов ответственного комитета, то считается, что ответственный комитет не смог принять решение по данной поправке.

Рассмотрение поправок на заседании областной Думы ведётся согласно статье 105 Регламента Белгородской областной Думы.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении с учётом предложения ответственного комитета на заседании Думы депутатами принимается решение: о принятии закона в целом, о принятии законопроекта во втором чтении, об отклонении законопроекта.

Если в течение срока, установленного для внесения поправок в текст законопроекта, принятого в первом чтении, в ответственный комитет не поступило ни одной поправки, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона, сокращая процедуры второго и третьего чтений. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклонённым и снимается с дальнейшего рассмотрения, за исключением случая, если областной Думой большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов не принято решение о продлении срока для внесения поправок. Повторное продление срока для внесения поправок не допускается.


Подготовка и рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесёнными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Окончательный вариант текста законопроекта направляется Губернатору Белгородской области и депутатам областной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта, его отдельных разделов, глав, статей.

По окончании рассмотрения законопроекта в третьем чтении проводится голосование по вопросу о принятии закона.

Закон Белгородской области считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов областной Думы.


Подписание и опубликование закона Белгородской области

Закон Белгородской области принятый Белгородской областной Думой с соответствующим постановлением областной Думы в течение 7 дней направляется председателем областной Думы Губернатору Белгородской области для подписания и опубликования.

После подписания закон Белгородской области подлежит официальному опубликованию.


Повторное рассмотрение закона, отклонённого Губернатором Белгородской области

В случае, если закон Белгородской области отклонён Губернатором Белгородской области, он передается председателем областной Думы для обсуждения в ответственный комитет, который рассматривает мотивы решения Губернатора Белгородской области об отклонении закона Белгородской области.

По итогам рассмотрения ответственный комитет может принять одно из следующих решений:

а) о рекомендации областной Думе согласиться с мнением Губернатора Белгородской области (принять закон Белгородской области в редакции, предложенной Губернатором Белгородской области; снять закон Белгородской области с дальнейшего рассмотрения областной Думой; принять закон Белгородской области с учётом предложений Губернатора Белгородской области);

б) о рекомендации областной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Губернатору Белгородской области направить для работы в ней своих представителей;

в) о рекомендации областной Думе одобрить закон Белгородской области в ранее принятой редакции.

После принятия решения комитета вопрос о повторном рассмотрении закона Белгородской области выносится на заседание областной Думы.

Рассмотрение закона проводится в соответствие со статьёй 110 Регламента Белгородской областной Думы.